Главврач Россонской ЦРБ Александр Мамась — об условиях исцеления пациентов и особенностях пандемии в небольшом городе

Хорошо диагностируется — значит, хорошо лечится

Знакомьтесь: главврач Россонской ЦРБ Александр МАМАСЬ.Медицинская маска — часть профессиональной экипировки анестезиолога-реаниматолога: первые двадцать лет мой собеседник после окончания мединститута работал в практическом здравоохранении, а операции иногда длились много часов. У него необычная (или привычная для живших в СССР) биография: детство и юность прошли в России, Санкт-Петербурге, а также в Казахстане. Школу и лечебный факультет мединститута окончил в Витебске, трудился в Гомеле, Витебске и Минске. Работал анестезиологом-реаниматологом в больнице скорой медицинской помощи, онкодиспансере, роддоме. Приходилось спасать пациентов самого разного профиля, в том числе и уязвимых — беременных и молодых мам. Затем в Витебском медуниверситете постепенно вырос до должности заведующего кафедрой анестезиологии и реаниматологии. Два года проработал в столице начальником отдела крупной отечественной фармацевтической фирмы. Сейчас третий год возглавляет Россонскую ЦРБ.


–Работаю на одном месте, пока понимаю, что есть потенциал профессионального роста, — комментирует Александр Николаевич. — Когда упираюсь в потолок, ищу новые возможности самореализации. А нынешние средства коммуникации и автомобиль помогают чувствовать себя комфортно в любой точке страны.

Жителей здесь, в приграничном с Россией районе, около 9 тысяч человек. Встреченные мамы с малышами здороваются с главврачом по имени-отчеству. Поликлиника, больница расположены компактно в нескольких зданиях. Часть из них модернизировали за последние годы, другие на подходе. Одно из зданий больницы снаружи уже сияет новой краской, отделочные работы внутри планируют завершить в ближайшие три месяца.

— Сначала предполагалось в нем разместить администрацию, — объясняет главный врач. — Но сюда переведут пациентов больницы сестринского ухода, которая находится в деревне Заборье. До пандемии там было 10 пациентов, еще пять человек в прошлом году перевели из районной больницы, чтобы максимально защитить от угрозы заражения. Когда БСУ переедет в Россоны и эпидситуация улучшится, старики смогут чаще видеть родных.

Александр Мамась хоть и сам относится к группе риска по возрасту, в кабинете не отсиживался. Но избежал болезни и поделился своими наблюдениями:

— В первую волну пандемии ситуация в районе была контролируемой. Вирус пришел позже, чем в большие города. Заранее по максимуму сделали все, чтобы организовать красную и зеленую зоны в больнице и поликлинике. Общение с коллегами, изучение опыта, в том числе и других стран, помогло нам подготовиться, поэтому понимание происходящего и основные подходы к лечению были. В первую волну сотрудники больницы практически не болели: смогли организовать защиту. Существенную помощь оказал райисполком: закупили два кислородных оксигенатора. Поддержали с обеспечением СИЗ, дезрастворами волонтеры. Вот такой факт — во время первой волны пациентов на ИВЛ практически не было.

Во вторую волну пандемии ситуация усложнилась, перепрофилировали терапевтическое отделение в дополнение к инфекционному. Пик пришелся на октябрь — декабрь

2020-го. Больных стало намного больше, тяжесть состояния — серьезнее. Если понимали, что своими силами не справляемся, сразу договаривались о переводе пациента в Полоцк или Витебск. Главное в такой ситуации — своевременная диагностика.

Больница небольшая, поэтому каждый день, а иногда и по несколько раз и главный врач, и начмед проводили обходы в отделениях. Для консультаций сложных случаев активно использовали возможности телемедицины и интернет.

При коронавирусе кислородное голодание нарастает постепенно. Страдают многие органы-мишени: легкие, сердце, печень... Одним из проявлений пониженного насыщения крови кислородом может быть дезориентация, спутанность сознания. Пациент в таком случае может не слушать и не выполнять указания врача. Запомнился такой случай. Молодой человек лет тридцати с весом около 160 килограммов осенью попал в больницу с хирургической патологией. Однако в дополнение к этому у него развилась коронавирусная пневмония. Предложили перевод в Витебск. Пациент не соглашался, возможно, из-за неадекватного восприятия окружающего. Через несколько дней все-таки пришлось перевести его в реанимацию, до ИВЛ все же дело не дошло. В итоге пациент поправился.

Еще в первоначальный период пандемии помогло то, что большинство врачей, которые столкнулись в прошлые годы со свиным, птичьим гриппом, помнили прежний опыт. В стране оперативно созданы протоколы лечения данной патологии, которые периодически дорабатывались.

Сегодня идет поэтапная вакцинация населения. В Россонском районе прививки получили мед­работники, в первую очередь амбулаторной службы. И социальные работники, те, кто помогает пожилым людям. Иногда срабатывает менталитет небольшого города: все новое и незнакомое воспринимается с изрядной долей консерватизма. А ведь есть данные, что те, кто регулярно прививался от гриппа, и в самом деле легче переносили коронавирус.

Александр Мамась поясняет:

— Государство затратило огромные деньги на организацию помощи больным, закупку вакцины. Россонская ЦРБ для лечения коронавируса, помимо концентраторов, получила две новые машины скорой помощи, закупили специальный морозильник для вакцин. Делается все возможное для оказания медпомощи жителям района на самом высоком уровне.

Ситуация в последние месяцы значительно улучшилась. С 23 января всех выявленных пациентов с положительным тестом из Россон отправляют в Полоцк. Больница полностью вернулась к обычному режиму работы. Правда, разграничение в поликлинике на чистую и грязную зону (где оказывают помощь температурящим) пока сохраняется.

— Почти 40 лет имею дело с критическими состояниями, и весь мой опыт подтверждает старую медицинскую поговорку, — заключает главврач. — Нас трое: болезнь, пациент и врач. Итог зависит от того, с кем объединится пациент. Как будут развиваться события дальше? Снимать маски пока не рекомендуется тем, кто контактирует с большим количеством людей. Болезнь, скорее всего, останется с нами, но будет лучше изучена. И здесь актуальна еще одна медицинская поговорка: хорошо диагностируется — хорошо лечится.

yasko@sb.by

Фото автора
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter