Хороший универсальный инструмент

Правительство внесет предложения по совершенствованию механизмов налогообложения. Об этом заместитель Главы Администрации Президента Валерий Мицкевич заявил в интервью Национальному правовому интернет–порталу, комментируя вынесенные на общественное обсуждение документы о раскрепощении предпринимательства. Кстати, определенные меры по снижению налогового бремени на бизнес предусмотрены и в обсуждаемом в эти дни проекте Декрета «О развитии предпринимательства и исключении излишних требований, предъявляемых к бизнесу». Какие еще меры могут способствовать развитию предпринимательства — об этом на страницах «СБ» высказываются как известные эксперты, так и рядовые граждане.

Фото  pcwheelweight.com

Сразу отмечу: изменения в законодательстве ожидаются  действительно серьезные. Предлагается заметно сократить контрольно–надзорные мероприятия, ввести моратории на плановые проверки, на увеличение налогов, упростить условия ведения бизнеса в основных сферах, предусмотрен ряд других актуальных новаций. Что важно — открыть свое дело также станет проще.

Правда заключается в том, что и в нашей стране необходимо гибко адаптироваться к идущим в мировой экономике изменениям: например, в сложившихся обстоятельствах нам необходимо проводить оптимизацию. В условиях непредсказуемых, падающих рынков наших соседей локомотивом экономического развития для страны может стать малое и среднее предпринимательство. Нужно делать то, на что есть спрос — с трезвым учетом наших возможностей. Если из десяти работающих сборочных цехов условного завода оставить работать в прежнем формате четыре, загрузив их полностью, а на шести других создать принципиально новые локальные производства, то это может дать результат.

Виктор Маргелов.

Но чтобы бизнес согласился прийти в заводские корпуса по всей стране, необходимо очень многое изменить. В данном случае речь идет о реформе нормативно–правового блока, уходе от необоснованной жестокости в контрольно–надзорной деятельности, а также оптимизации деятельности на уровне предприятий.

Системная законодательная трансформация необходима, поскольку в условиях открытого рынка с той же Россией, где условия ведения бизнеса упрощены, Беларусь заметно проигрывает в конкурентоспособности.

Неудивительно, что в январе Президент, глубоко понимающий и чувствующий стоящие перед страной вызовы, инициировал создание рабочей группы для работы над новой законодательной инициативой. Главой государства была поставлена комплексная задача для достижения двух первоочередных целей: повышения удовлетворенности предпринимателей условиями для осуществления ими хозяйственной деятельности и получения реальных результатов развития предпринимательства в стране (увеличение налоговой базы, рост выручки и одновременно занятости населения).

Речь идет ни много ни мало об упразднении либо реформировании тысяч нормативно–правовых актов, стоящих и лежащих сегодня на пути развития бизнеса. Ведь в нормативно–правовой сфере действуют и волшебным образом сосуществуют древние нормы из СССР, независимой Беларуси, плюс на них накладываются техрегламенты нового межгосударственного объединения — ЕАЭС.

В итоге предприниматели регулярно попадают в абсурдные, нелепые ситуации. К примеру, на сегодняшний день действует норма, регламентирующая для объектов общественного питания высоту потолков на уровне 3 метров, не менее. Почему именно 3 метра? Никто логичного, четкого ответа на этот вопрос вам, скорее всего, не даст.

Поэтому считаю правильным, что при подготовке Декрета № 4 Президент в жесткой форме распорядился: сформулировать самые простые санитарные и противопожарные правила и нормы, направленные на сохранение жизни человека. Грубо говоря: «Не убий и не сожги». Точка. С чем связан такой подход? Вот простой пример. Одно кафе в Минске (на подготовку к открытию которого предприниматель потратил более 80 тысяч долларов) в течение года запрещали открывать по «весомой» причине: дверной проем в подвале там оказался на 5 см ниже существующей нормы. И таких абсурдных историй нашего бизнеса немало...

Должен отметить, что работа многих министерств над Декретом № 4 с начала 2017 года отличалась активностью и последовательностью. Стоит выделить сферу торговли, общественного питания, услуг. В то же время определенная пассивность наблюдалась в строительной и ряде других сфер (система ЖКХ, Минфин). Многие изменения, предписанные в декрете и дополнительных указах к нему, носят беспрецедентный, революционный характер для осуществления предпринимательской деятельности в Беларуси. При этом многих важных, ожидаемых моментов (к примеру, чрезвычайно необходимых принципов взаимодействия бизнеса и государства; изменений в судебной системе; повышения статуса экспертов от делового сообщества; имущественной трансформации и так далее) в нем пока нет. Однако есть надежда на то, что в конечном варианте многое из того, что сформулировало и внесло деловое сообщество, там появится. Суть же готовящихся изменений в целом проста и понятна: успех придет тогда, когда все стороны осознают, что мы все (предприниматели, общество, государство) делаем одно дело. В этом залог побед. И Декрет № 4 может выступить в роли хорошего универсального инструмента.

Виктор МАРГЕЛОВ,
сопредседатель Республиканской конфедерации предпринимательства,
член рабочей группы по стимулированию деловой активности.




ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Места, привлекательные для бизнеса


Алексей Мохарев, заместитель председателя Гомельского райисполкома:


— Гомельский район имеет выгодное расположение для привлечения бизнеса. Во–первых, рынок сбыта — рядом полумиллионный город. Во–вторых, развитую систему транспортных коммуникаций. На фоне этого мы испытываем дефицит земли. Сегодня можем предоставить только неудобицы площадью до полгектара. Это территория под объект торговли или малое предприятие численностью 2 — 4 работника. Для того чтобы привлекать крупных инвесторов, а их очень интересует район, необходимо упрощение процедуры отвода участков из государственного лесного фонда под инвестиционные проекты.

Марина Левша, учитель, г.п. Любча Новогрудского района:


— Деревня Куписк, из которой я родом, издревле славится народными песнями, которые передаются из поколения в поколение. Наша фольклорная группа «Куписские бабушки» известна далеко за пределами Новогрудского района. К сожалению, ее участницам, которые, говорят, не менее талантливы, чем знаменитые «Бурановские бабушки», приходится собираться либо на лавочках и завалинках, либо у кого–то дома. Местный Дом культуры закрыли около 10 лет назад. Есть у нас и много других пустующих зданий. Надеюсь, что частный бизнес, получив больше возможностей, поможет с инвестированием. Пустующий Дом культуры выкупят инициативные предприниматели, а может, его передадут даром в нужные руки, и снова в нем зазвучат народные песни.

Анатолий Синковец, заслуженный деятель культуры, Бобруйский район:


— Я далек от бизнеса. Но, наблюдая со стороны, могу предположить, что раскрепощение, о котором сейчас много говорится, даст толчок развитию предпринимательства. Исчезнут бюрократические препоны, намного меньше станет проверок — все это позволит бизнесу развиваться. А чем успешнее работает частное предприятие, тем выше зарплата у работников, тем больше налогов поступает в бюджет на нужды здравоохранения, образования, культуры. Опять–таки новые рабочие места создаются. Понятно, в один момент все не изменится. Думаю, однако, что раскрепощение бизнеса может сделать нашу страну по–настоящему процветающей.

Юрий Жерко, управляющий агроусадьбой «У Борисовича», хозяин агроусадьбы «Устье LIFE», Браславский район:


— Необходимо разделять понятия агроэкотуризма и гостиничного бизнеса, который этой вывеской прикрывается. Субъект агроэкотуризма постоянно должен быть зарегистрирован в сельской местности, у него должен быть участок для личного подсобного хозяйства, он не может принимать более 20 гостей. Раньше эта цифра вообще не превышала 10, и я считаю ее более правильной. В минувшем году я входил в группу, которая разрабатывала новый проект правил, по которым с начала 2018–го будет жить белорусский агроэкосектор. И я рад, что этот документ проводит четкую грань между агротуризмом, а также фирмами и ИП, оказывающими похожие услуги. Лично для себя я не вижу сложностей, которые мешали бы мне развивать сельский туризм. Главное — играть по правилам и не выходить в плане развития за определенные рамки. К примеру, я специализируюсь на семейном отдыхе, принимаю в домике по 4 — 5 человек, показываю им красоту природы. Если же кто–то приглашает гостей в 10 раз больше — это уже не агроэкотуризм. Работать, обустраиваться и налоги платить такой субъект должен по правилам гостиничного бизнеса.

Евгений Жих, учредитель кафе, Гродно:


— Мы работаем по упрощенной системе. Зарегистрироваться и открыть свое дело, в принципе, несложно. Контролирующие органы проверками не донимают, система налогообложения проста, прозрачна и понятна. Наше кафе находится в историческом центре города, поэтому от посетителей отбоя нет. Приходится работать в ритме нон–стоп, но это приятные хлопоты. Чего жду от раскрепощения бизнеса? Отвечу коротко, буквально в трех словах: возможности развиваться дальше. Директор кафе только что сообщил: нам разрешили открыть свою кухню и готовить выпечку. Так что будем радовать посетителей кафе не только традиционным кофе, но и кондитерскими изделиями собственного производства.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter