Татьяна Быкова — о региональных советах по развитию предпринимательства и ожиданиях бизнеса

Хороший совет с местной привязкой

В прошлом году диалог делового сообщества и власти вышел на новый уровень. В регионах сформированы советы по развитию предпринимательства, ключевая цель которых — улучшить взаимодействие предпринимателей и госслужащих именно на местном уровне. Новые структуры должны обеспечить обратную связь с центром, чтобы иметь возможность систематизировать проблемы деловых людей. О том, как прошло формирование советов на местах, и о первых итогах их деятельности нам рассказала Татьяна Быкова, директор Республиканского фонда содействия развитию предпринимательства, который осуществляет экспертно-аналитическое и материально-техническое обеспечение деятельности Совета по развитию предпринимательства при Президенте.

От большого — к малому

— Татьяна Петровна, насколько нововведение расшевелило прежде всего региональный бизнес?

— Надо отметить, что советы не создавались «в чистом поле». При областных исполкомах функционировали общественно-консультативные советы (ОКС). Другой вопрос, что их функция сводилась в основном к работе с проектами нормативно-правовых актов различного уровня, которые выносятся на общественное обсуждение. Исходя из этой функции, формировался и состав ОКС, в которых превалировали чиновники и представители госорганизаций. Хотя были там и частники, но они, как правило, оказывались в меньшинстве.

Между тем в Совет по развитию предпринимательства при Президенте поступало много обращений именно из регионов. Когда начинали разбираться, оказывалось, что многие ситуации возникают и выходят на республиканский уровень из-за элементарного недопонимания между местными властями и предпринимателями. А у местной власти за ежедневной текучкой не всегда хватает времени и сил досконально объяснять предпринимателям все нюансы правоприменения. И бизнес наш по какой-то старинной, можно сказать, исторической, славянской привычке предпочитает с любой проблемой обращаться сразу в центральные органы власти. Стало очевидным, что формат ОКС не совсем отвечает историческому моменту и необходимы институциональные изменения для развития бизнеса в регионах.

— Тем не менее региональные советы возглавляют представители органов государственного управления?

— Этот вопрос достаточно долго обсуждался. И за такую конфигурацию советов выступило и деловое сообщество. Рассматривались и другие варианты, когда председательствовать будут наиболее компетентные, авторитетные и активные предприниматели. Но столкнулись с другой проблемой. Для полноценного функционирования совета необходимо не только регулярно проводить его заседания, но в целом строить системно работу: готовить эти самые заседания, формировать повестку, анализировать практику, аккумулировать проблемы и предлагать варианты их решения, рассылать их членам совета и другим адресатам, готовить резолюции, запросы, отчеты… Другими словами, администрировать работу.

Выдвигался еще один довод: возглавлять совет должен не просто авторитетный человек, но и обладающий определенным административным ресурсом. Чтобы у него хватало в том числе и полномочий получить дополнительную информацию по тому или иному вопросу, если в его компетенции — решить проблему или перенаправить в профильный орган государственного управления. Поэтому логично, что советы возглавляют заместители председателей исполкомов. А их заместителями в советах являются уже предприниматели. Не исключено, что в будущем конфигурация будет пересмотрена, но пока она объективно самая работоспособная.

Проявление гражданской позиции

— Советы были сформированы только во второй половине года. Тем не менее бизнес проявил активность?

— Нельзя сказать, чтобы предприниматели на местах устремились массово в общественную деятельность. Возможно, просто прошло не столь много времени. Но практика показывает, что бизнесмены начинают испытывать интерес к работе по усовершенствованию делового климата, особенно когда сами столкнутся с той или иной проблемой. Тогда они обращаются и в совет, и в бизнес-союзы, готовы проявлять инициативу…

Впрочем, при ближайшем и бесстрастном изучении это проблема не только Беларуси, но и всех стран. Гражданская позиция начинает проявляться в определенной экосреде, которую в том числе и должны сформировать советы нового формата.

Подводить итоги еще рано. Но некоторые предварительные выводы вырисовываются. Более активны регионы, где в работе советов участвуют субъекты инфраструктуры. В Минской области, например, инкубатор малого предпринимательства ЗАО «МАП ЗАО» (директор Сергей Найдович), в Гомельской области — Центр поддержки предпринимательства ООО «Светлогорский деловой партнер» (директор Жанна Рогова). В силу специфики их деятельности у этих людей большой круг общения с представителями малого бизнеса из разных отраслей, они способны и фиксировать, и аккумулировать проблемы. Например, при Совете по развитию предпринимательства Минской области создана рабочая группа с участием представителей бизнес-союзов, которые предварительно анализируют частные проблемы, оценивают варианты их решения, формируют повестку дня заседания, вырабатывают проекты резолюций, которые потом обсуждаются и утверждаются протоколом заседания совета. Практика показала, что советы работают наиболее эффективно, если есть постоянно действующий исполнительный орган. В идеале он должен формироваться и финансироваться самим бизнесом, но это, надеюсь, в будущем.

— Какому бизнесу больше всего нужны региональные советы, кто прежде всего апеллирует к ним с проблемами?

— Скорее всего, это мелкий бизнес. Например, в Гомельской области вскрылась проблема во взаимоотношениях частных перевозчиков и государственных операторов инфраструктуры. В прошлом году законодательно установили тариф за услуги автовокзалов: предоставление перевозчикам мест парковки для посадки пассажиров и продажу билетов. И оказалось, что компаниям, которые работают в пределах небольших населенных пунктов, эти суммы платить не по силам. Справедливости ради отметим: прописан верхний предел тарифа. Но для того чтобы снизить размер тарифа, необходимы четкие экономические обоснования, документальное подтверждение выручки, расходов… А дело в том, что многие работают-то по упрощенным схемам налогообложения и учета. Соответственно, собрать все документы — достаточно хлопотно, порой просто нереально. А без оснований операторы вокзалов не могут пойти на уступки: ведь потом у них могут спросить, почему они снизили тарифы, уменьшили выручку государственной компании.

Эту ситуацию, в том числе и на местах, досконально разобрали. По инициативе Светлогорского делового центра были организованы встречи и с представителями перевозчиков, и с представителями государственных операторов, и МАРТ. В результате было выработано решение, которое устраивает все стороны: верхний предел тарифов сохраняется, но он не должен превышать определенного процента дохода перевозчика. Это вполне прозрачно, поскольку выручку все перевозчики фиксируют в обязательном порядке, ибо должны выдавать пассажирам билеты.

— С какими еще проблемами приходится сталкиваться предпринимателям?

— Очень много вопросов по земле. Причем зачастую предприниматели изначально сами виноваты в возникающих проблемах. Например, выделяется участок для строительства кафе, объект возводится, а потом выясняется, что еще необходима стоянка. И ее строят: понимают, что это самострой, но, мол, кто-то подсказал, что потом можно заплатить штраф и все узаконить. А земли оказываются сельскохозяйственными или, еще хуже, из лесного фонда. А в этом случае законодательство предполагает только один вариант — решение Президента. Иногда здания выходят за пределы отведенного участка из-за ошибки при проектировании. В любом случае узаконить такие строения сложно. И таких объектов по стране достаточно много. Вопрос не самый простой: с одной стороны, нелогично сносить возведенные объекты, с другой стороны, амнистия может спровоцировать безалаберность, а то и злоупотребления в дальнейшем. А управление недвижимостью предполагает точность, иначе возникает много проблем.

Несомненно, этот вопрос требует серьезной проработки. В том числе с привлечением экспертного сообщества и представителей ряда органов государственного управления. Но полагаю, что совместными усилиями удастся найти оптимальное решение. В том числе и с участием представителей регио­нальных советов.

Фронт работы

— Согласно Положению о Совете по развитию предпринимательства, одной из его задач является координация деятельности областных (районных) советов по развитию предпринимательства. Как это будет осуществляться на практике?

— Реализация ключевых задач совета, включая анализ и подготовку заключений по проектам нормативных правовых актов, формирование предложений по внесению изменений в действующее законодательство не может опираться только на мнение участников совета. Это должна быть позиция делового сообщества. Для формирования такой позиции применяется практика инициирования рассмотрения той или иной проблемы на заседаниях региональных советов. Так, в последнее время в областные советы были направлены предложения: рассмотреть на заседаниях такие вопросы, как регулирование тарифов на медуслуги; возможности и перспективы расширения сферы интернет-торговли; проблемы аренды и выкупа государственного имущества, в том числе имущества хозобществ, в уставных фондах которых более 50 процентов акций (долей) находится в собственности государства.

Это вовсе не значит, что республиканский совет будет задавать тон работе региональных советов. Скорее, наоборот, это позволит совету формировать аккумулированное мнение делового сообщества, более четко аргументировать свою позицию при выработке и продвижении тех или иных инициатив.

volchkov@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter