Хороший пример для подражания

Пока горожане размышляют о гардеробе, крестьяне давно сориентировались и развернули работы в поле...

На поле совхоза–комбината «Заря» под Мозырем солнце пригрело так, что хотелось остаться в рубашке с коротким рукавом. А я еще в теплом пальто... На селе, пожалуй, совсем иное ощущение смены дат в календаре и перемены погоды. Пока горожане размышляют о гардеробе, крестьяне давно сориентировались и развернули работы в поле. Засучили рукава и без лишней раскачки засеяли ранними яровыми около трети предназначенных для них полей по всей стране. Исполняющий обязанности министра сельского хозяйства и продовольствия Леонид Маринич докладывал Президенту:


— Только в 11 районах по стране поля еще покрыты снегом. Три в Могилевской и восемь в Витебской областях. Остальные приступили к севу. По стране засеяно уже 33,5 процента площадей.


Неплохо чувствуют себя и озимые. Повреждено лишь около четырех–шести процентов посевов. Обычный уровень. В общем, начало сельхозсезона выглядит вполне оптимистично. Дай бог, чтобы и весь такой выдался. Президент поинтересовался: будут ли к 1 мая закончены все весенне–полевые работы? Леонид Маринич и курирующий сельское хозяйство вице–премьер Михаил Русый подтвердили — да.


Если бы программа возрождения села только начинала разворачиваться, агрогородок Рудня в Мозырском районе я бы, пожалуй, назвал модельным. Классическое воплощение идей, которые в начале глобального проекта озвучивал Александр Лукашенко. Здесь есть все необходимое для нормальной жизни людей. Приличная работа, социальная инфраструктура для досуга, отдыха, учебы детей. А уютные домики вдоль улиц говорят о том, что и с жильем проблем нет. Однако село мы возрождаем уже вторую пятилетку. Так что Рудня — не модель. Один из обновленных населенных пунктов в череде себе подобных. Хотя образцовым его назвать можно вполне. Совет руководителям, которые еще заняты приведением в порядок агрогородков: приезжайте в Мозырский район и посмотрите. Здесь есть чему поучиться.


Думаю, что выбор Президентом именно этого места для посещения в начале сельхозсезона далеко не случаен. Совхоз–комбинат «Заря» представляет практически все подотрасли нашего аграрного комплекса: растениеводство, производство молока и мяса, птицеводство. Культура труда на всех направлениях высокая. Результативность тоже впечатляет. Яркий пример грамотной организации аграрного бизнеса. И Президент по ходу работы не раз обращал внимание, что вот на эту высокую планку и нужно равняться всем:


— Так, как в Рудне, должно быть везде.


Эта рекомендация касается, разумеется, не только внешнего вида населенного пункта. Самого подхода к делу. Государство вложило немало средств в создание агрогородков. Но надо понимать: это начальный стимул. Толчок к развитию, за которым должна последовать местная инициатива. Здесь виднее, сколько строить жилья и для кого, чем засеять еще не используемые сельхозугодья, как оптимальнее привести в порядок мелиорированные земли. То есть государство дало агрогородкам, так сказать, стартовый капитал. Помогло с обустройством, техникой, возведением современных ферм. Теперь дело за грамотным и эффективным хозяйствованием с прицелом на дальнейшее развитие. И это главная задача уже местного уровня. Тем более, заметил Президент, Беларусь взяла на себя обязательство сравнять уровень господдержки села с российским и казахстанским. Этого требуют договоренности о партнерстве в Едином экономическом пространстве. Другими словами, нужно понимать, что господдержки будет чуть меньше. Поэтому Александр Лукашенко ставил задачи следующим образом:


— До конца пятилетки все земли надо привести в порядок, чтобы было, как здесь. Это образец... Преступно не использовать земли так, как надо, и мы будем эту работу увеличивать, сокращая в целом дотации селу.


В числе приоритетов остаются также строительство и реконструкция ферм и животноводческих комплексов. Здесь, обратил внимание Президент, необходимо умелое маневрирование ресурсами:


— Снимайте средства с других направлений. Но помещения для скота надо построить. Год–два мы без дотаций на технику обойдемся. Сегодня техники хватает, дай бог ее нормально использовать.


Отдельный вопрос — кадры. Можно закупить самую лучшую технику, построить суперфермы. Но без настоящих хозяев все это добро будет бесполезным. Президент подчеркнул:


— Главное — иметь крепких, хороших руководителей.


Проблема, по его словам, в том, что вузы уже не поспевают за активно прогрессирующей практикой. И такие хозяйства, как «Заря», должны стать центрами именно практической подготовки управленческих кадров для села. Александр Лукашенко предложил простой рецепт: нужно в год брать под опеку с десяток подающих надежды молодых специалистов, студентов и на жизненных примерах учить премудростям профессии. Показывать, давать самим попробовать этот хлеб.


О том, что в «Заре» именно такой подход и практикуют, я понял, разговорившись с директором местной школы Алексеем Коханом. С виду он и сам, кажется, ненамного взрослее старшеклассников. Однако талантливый и грамотный руководитель. Его слова:


— Вот видите новые дома. Хозяйство их строит по десятку каждый год. Я тоже такой получил. Кого в них заселяют? Молодые семьи примерно до 30 лет, у которых либо скоро появятся дети, либо уже есть «карандаши». О чем это говорит? О том, что будет жить агрогородок. Растут ребята, видят, что родители себя хорошо чувствуют. Есть нормальная работа, хороший заработок, все необходимое под рукой. И, взрослея, они никуда не стремятся уезжать. Только на учебу. А потом возвращаются в родные места.


Кстати, и Президент обратил внимание на то, что местная молодежь идет преимущественно в технические и сельскохозяйственные вузы с прицелом на работу в своем хозяйстве. Хорошая тенденция. Такие кадры сегодня стране особенно нужны.


По ходу работы обсуждались самые разные темы. Решения принимались на месте. Например, по мраморному мясу. Очень интересный проект. Производят его из скота, который живет практически вольной жизнью на плодородных лугах. Благо в Полесье именно такие места. И выращивать таким образом бычков нужных пород здесь практически научились. А вот переработка явно отстает. А это не менее важный элемент. И при соблюдении всех технологических нюансов конечный продукт в России, например, с легкостью покупают по 15 долларов за килограмм. И это низшая граница цены. В Японии, например, стоимость подобной элитной говядины доходит до 500 долларов за кило. Но там и технология ее производства особенно изысканна. В корм идет и отборное зерно, и высококачественное пиво, а с определенного возраста животных бережно подвешивают на вожжах в звуконепроницаемых помещениях... На такие вычурности мы, может, и не замахнемся, но в общем и целом... Решение Президента такое:


— Мраморному мясу — быть. Мы наладим отдельную переработку, вместе найдем рынки реализации и будем продавать. Наши специалисты уже изучают зарубежный опыт в этом деле. Сейчас мы покупаем линию. Это недорого для государства, все по европейским стандартам упакуем и будем продавать. Сегодня огромный спрос на такую продукцию в России. Поэтому заниматься этим будем, у нас пропадает огромное количество угодий.


Вице–премьеру Михаилу Русому поручено до конца года досконально изучить вопрос.


Отдельное поручение касается программы развития свиноводства. Здесь есть очевидные успехи. Свой производитель практически закрыл внутренний спрос на мясо в чистом виде. Но переработке его еще не хватает. Импорт сокращен значительно, однако он еще присутствует. К 2015 году от него нужно уйти. В графике движения к этой цели есть отставание из–за сложного в экономическом плане прошлого года. Александр Лукашенко обратил внимание на то, что нужно наверстывать упущенное:


— Давайте будем планировать, что в 2012 — 2013 годах мы на сто процентов выполним план и ликвидируем отставание кризисного года. Другой программы быть не может, как бы нам ни было тяжело.


И еще важный момент: зарплаты. Президент всерьез озабочен темой:


— В последнее время наблюдаю, в том числе и через средства массовой информации, что все больше и больше трудовые коллективы и люди поднимают вопрос о росте заработной платы. Мы железно договорились: есть производительность труда, есть рост продаж — пожалуйста, поднимайте заработную плату. Нет этой производительности труда — нет зарплаты. Иначе мы повторим еще раз этот финансово–экономический кризис, который прошелся по нам совсем недавно.


Но при этом Александр Лукашенко сделал важное уточнение: спрос с руководителей, которые не сумели обеспечить эффективную работу своих производств и, как следствие, достойную оплату труда людям, будет очень жесткий:


— Надо разбираться с руководителями предприятий, которые сегодня не могут платить заработную плату. Надо ими заниматься, чтобы мне потом не пришлось. Хочу предупредить, что никто из них потом в стране не найдет работу в теплом кресле. Руководитель, который освобожден от должности, не имеет права работать руководителем. Дай бог, чтобы по специальности. Если нет — метлу в руки и мести улицы.


Записав эти слова в блокнот, я зашел с телефона на сайт Белстата. Глянул последние данные по зарплатам. В среднем по стране этот показатель растет. В феврале вплотную приблизился к 3 миллионам рублей. Поинтересовался у работниц «Зари»: как у них? Четыре с половиной миллиона. Плюс натуральный ежемесячный бонус от хозяйства при хорошей работе: 120 яиц, 10 килограммов мяса, 5 килограммов мяса бройлера и по литру молока в день. Перевести все на деньги — более чем солидно. Среднестрановой показатель выплат далеко позади. Значит, «Заря» его делает еще за кого–то, кто явно недорабатывает. Это серьезное предупреждение руководителям предприятий, которые портят не только статистику, но и, что еще хуже, настроение людям. Надо напрячься!


Рабочая поездка Президента по регионам продолжается. Сегодня Александр Лукашенко посетит Брестскую область.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter