Мимо каких событий не должен проходить национальный кинематограф

Хороший повод для блокбастера

В следующем году мы будем отмечать сразу несколько юбилеев: 1155-летие Полоцка, 950-летие исторической битвы на Немиге и 950-й день рождения Минска. Известный оператор и кинорежиссер Петр Кривостаненко убежден, что эти знаковые для Беларуси даты достойны большого экрана. Уже несколько лет Петр Васильевич вынашивает идею масштабного кинополотна, посвященного полоцкому князю Всеславу Брячeславичу — влиятельной политической личности Древней Руси, восславленной в летописях, былинах и знаменитой поэме “Слово о полку Игореве”. Литературный сценарий “Волколак”, написанный совместно с Витавтом Чаропкой, давно готов. Главная проблема — в отсутствии финансирования. Проект автор оценил в незначительную сумму для исторического фильма, но необходимо первоначальное бюджетное вложение. Верит, что инвестор тоже найдется.



— Мы не очень хорошо знаем свою историю, но интерес к ней у наших людей велик, — уверен П. Кривостаненко. — Поэтому я как режиссер хотел бы снять картину о наших истоках. О драматической судьбе человека, обремененного властью в эпоху становления нашей государственности. Всеслав Полоцкий объединил наши земли и расширил границы княжества вплоть до Балтики, боролся за его независимость. Выдающуюся деятельность полоцкого князя оценили историки.

В драматической судьбе Всеслава Полоцкого отразилась и судьба Полоцкого княжества второй половины ХI века, когда этому первому государственному образованию на территории древнебелорусских земель пришлось отстаивать свою независимость. Он выстоял в борьбе за себя и за свое государство.

В этой борьбе как раз и были заложены те первые камни фундамента, на котором из “грозных полочан” сформировался белорусский народ.

В следующем году у нас сразу три юбилея, два из которых связаны с Всеславом. Это битва на Немиге и второе рождение Минска на том месте, где он находится и поныне. Кроме того, в эпоху его правления был заложен каменный собор святой Софии. Строительство в Полоцке этого храма стало ответом на выбор пути развития княжества. Тем самым Всеслав показал значение Полоцка как равного с Киевом и Новгородом. А мы почему-то не шевелимся, оставляем в тени такие знаковые для нас исторические события.

— Почему вас заинтересовала эта тема?

— История меня интересовала всегда, а вот фильм об истории страны я задумал снимать после работы над фильмом “Еще о войне”, который вышел на экраны в 2005 году. Сначала работал с одним сценаристом, потом, прочитав книгу Витовта Чаропки “Iмя ў летапiсe”, пригласил его к сотрудничеству. Затем было несколько сокращений и переделок.

В результате уже много лет работаю над этой темой. Есть готовый сценарий, написанный Витовтом Чаропкой с моим участием. Мы считаем, что задача фильма — пробудить у зрителей чувство гордости за Беларусь, за ее славную и драматическую историю, показать, что и в далекие времена наши земли играли важную роль в жизни Европы — словом, вписать нашу историю в общеевропейский контекст.

Этот сценарий читали и редактура киностудии “Беларусьфильм”, и члены экспертного совета Министерства культуры. И однажды он вроде бы даже должен был запуститься, но денег всетаки не нашлось. А на мой взгляд, тема важная. Мало того, что эта картина несет в себе образовательную и патриотическую функцию, она могла бы вывести киностудию на новый уровень. Это и есть национальный проект. И если не такие проекты считать национальными, то что тогда ими является?

Естественно, необходима помощь в финансировании со стороны государства, а для дополнительного финансирования я бы организовал сбор средств от спонсоров. Есть богатые люди в Беларуси и России, которые любят свою страну, свою историю.

К сожалению, вместо того чтобы заниматься творчеством, приходится заниматься организационными и продюсерскими проблемами.

Часто сам себя спрашиваю: почему не снимается кино или снимается то, что никто не хочет смотреть? Я уверен, что одну-две игровые картины в год мы можем потянуть за бюджетные средства. Другой вопрос — так называемые коммерческие картины. Большое внимание уделяется совместному производству. Но какой проект был снят за последнее время на национальном материале? Не знаю. Вот говорят — отстроим киностудию, тогда и будем снимать. Но для чего мы ее строим? Чтобы зарабатывать деньги? Это утопия. Сюда приезжают в основном малобюджетные картины и со своими замыслами. Пока. Россияне, скорее, поедут в Крым — там море, солнце и уже отстроены павильоны Ялтинской киностудии. А наша киностудия, кроме нас, никому не будет нужна.

Я уверен, что кино в большей степени создается в головах сценаристов, режиссеров, операторов, художников, а для этого много места не надо. Все остальное — лишь инструмент в руках художника. Здесь главное не растерять свои кадры. И сохранить национальный кинематограф.

Сила художественного образа — великая сила в культурном, да и в идеологическом развитии общества. Например, во Франции снимается более 70 игровых картин в год. Но нельзя сказать, что там все поставлено на поток конъюнктуры. За прокат иностранных лент идут отчисления в бюджет собственного фильмопроизводства. Правительство Франции активно содействует развитию и экспорту национального кинематографа.

— А камерную современную историю снять не хотите?

— Не то что не хочу. Я не знаю, о чем снимать. Нужна интересная, увлекательная, современная история. И, конечно, нужен хорошо написанный сценарий.

— Историческую картину “Анастасия Слуцкая” в качестве режиссера снял ваш коллега, оператор Юрий Елхов...

— Да, я знаю, были нарекания на картину. Но также знаю, в каких условиях он снимал. Знаю, как картина была продана. В России на ней действительно зарабатывали деньги. Я не говорю о художественной составляющей. Сценарий, на мой взгляд, не совсем был доработан. Но, надо отметить, что, несмотря на все недоработки, историческая картина была интересна широкому зрителю.

— Мечтаете о звездном актерском ансамбле?

— Раньше мечтал, но теперь уже не мечтаю. Если проект получит поддержку, просто буду проводить серьезный кастинг.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter