Хороший малый

Год назад ПРООН представила очередной отчет о социально–экономическом развитии Беларуси
Год назад ПРООН представила очередной отчет о социально–экономическом развитии Беларуси. Акцент в нем делался на положении т.н. «депрессивных» регионов. Тех самых, где безработица не позволяет людям строить лучшую жизнь. Назывались конкретные города — Барань, Ельск, Поставы... Из–за отсутствия в них крепких градообразующих предприятий население, по данным авторов, испытывало явный экономический дискомфорт... Со времени подготовки отчета ситуация изменилась. В Поставах развернул производство СВЧ–печей «Горизонт», в Барани улучшились дела тамошнего «Лёса». Это помогло десяткам людей и их семьям увереннее смотреть в будущее. Но, безусловно, не решило всех проблем. Правительство намерено развивать регионы. Прежде всего привлекать для этого малый бизнес. На днях об этом в одном из своих интервью говорил замминистра экономики Андрей Тур. По его словам, к 2010 году доля малого бизнеса в ВВП должна увеличиться с нынешних 9 до 22 процентов, а количество занятых в нем — до четверти от экономически активного населения. Конечно, это не так много, как, например, в Германии, Франции или Индии, где доля малого сектора — 50 — 60 процентов ВВП и две трети занятых. Но само направление, избранное Правительством, представляется гораздо важнее цифр.Барань, Ельск и Поставы — не единственные населенные пункты, где есть сложности с трудоустройством и зарплатой. Это лишь концентрированные примеры. Но ситуация в разной степени характерна для многих малых городов и поселков. «Завязанность» их жителей на один–два завода лишает экономику гибкости. Если производство начнет падать (а от этого рынок никого и никогда не страхует), то персоналу приходится туго. Завод или фабрика — не кубик Рубика, перестроиться на выпуск более рентабельной продукции по мановению волшебной палочки не может. Да и не каждый директор захудалого производства спешит расчерчивать новые бизнес–планы, фонтанировать свежими идеями. Проще попросить помощь у государства, взяв бюджетные деньги на отсрочку очередного невеселого финала.

Но ведь можно по–другому! Как, например, в Глубоком. Здесь тоже есть достаточно крупные госпредприятия. Но вместе с ними целый спектр частных магазинчиков, парикмахерских, мастерских, кафе... Они гибко реагируют на спрос, хорошо перестраиваются, стремятся удовлетворить самого взыскательного клиента. Проверено на себе: сервис в городе не хуже, чем в Минске. Так, впрочем, и должно быть. Ведь в той же Германии можно, например, отлично отобедать как в роскошном Берлине, так и в скромном Эберсвальде.

На развитие сервиса, судя по всему, делает упор и Правительство. И это логично. Сфера обслуживания, начиная от ремонта обуви и заканчивая грузоперевозками, — огромное поле, на котором замечательно растет малый бизнес. Кроме того, стоит учитывать нужды потребителя. Населения многих провинциальных городов, мягко говоря, соскучилось по качественным и разнообразным услугам. А что говорить о туристах? Каковы будут впечатления заезжего гостя, которому подадут котлету не первой свежести вместе с недоваренной картошкой на алюминиевой тарелке, напоминающей посуду для постояльцев пенитенциарных заведений? (Сказано не ради красного словца. Именно с таким сервисом мне пришлось недавно столкнуться в привокзальной кафешке одного из известных в туристическом отношении райцентров.)

Что в итоге? Провинция отличается от столицы только меньшим масштабом. Во всем остальном (перечень услуг, уровень обслуживания) принципиальных различий быть не должно. Эта аксиома понятна. Но ее воплощение в жизнь невозможно без инициативы — и общей, и частной.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter