Интервью с Чрезвычайным и Полномочным Послом Германии в Республике Беларусь Петером ДЕТТМАРОМ – о торгово-экономическом сотрудничестве, инвестициях и культурном взаимодействии между странами

«Хороших примеров германских инвестиций в белорусскую экономику немало»

ОДНИМ из главных политических итогов ушедшего года можно назвать заметное потепление в отношениях между Беларусью и Евросоюзом. И не последнюю роль в смене этого вектора сыграла Федеративная Республика Германия, которая активно выступала за конструктивное решение в вопросе отмены санкций в отношении нашей страны. В канун Нового года мы договорились на эксклюзивное интервью с Чрезвычайным и Полномочным Послом Федеративной Республики Германия в Республике Беларусь Петером ДЕТТМАРОМ, чтобы поговорить о вполне мирных делах — торгово-экономическом сотрудничестве, инвестициях и культурном взаимодействии между нашими странами. Однако буквально за несколько дней до интервью мир потряс теракт в Берлине на рождественской ярмарке.

— Господин Деттмар, примите наши искренние соболезнования в связи со случившимся терактом. В Беларуси тоже потрясены ужасной трагедией, в которой пострадали невинные люди, и искренне сочувствуют семьям погибших мирных граждан.


— Спасибо за соболезнования. Действительно, эта трагедия шокировала всю Германию, да и весь цивилизованный мир. Мы живем во времена, когда угроза терроризма распространяется по всему земному шару, когда прогрессирует рост актов насилия. Мы пока не знаем, как строить будущее, повышая уровень безопасности на планете, и это большая проблема. Ведь речь идет в первую очередь о том, чтобы не начинать играть с террористами по их правилам, не позволить им добиться поставленных целей — запугать западное общество, сделать так, чтобы оно жило под страхом угроз. Напротив, стоит задача показать, что наша демократия сильна, что она в состоянии защитить себя. Мы должны неизменно придерживаться важнейшего принципа — сохранять монополию на применение силы исключительно государством.

— Беларусь также последовательно заявляет о неприемлемости всех форм и проявлений терроризма, поддерживает решительное противодействие угрозе, здесь мы с европейцами полностью солидарны. Давайте все же перейдем к мирным вопросам. Германия в последнее время активно поддерживает расширение связей по линии Беларусь — ЕС, и эти отношения ощутимо улучшились. Можно, в частности, назвать отмену санкций Евросоюза в отношении нашей республики в феврале 2016-го — решение, в котором конструктивная позиция Германии сыграла ключевую роль…

— Действительно, ситуация после 2010 года, когда в отношениях между Евросоюзом и Беларусью произошел откат, заметно изменилась. Есть прогресс. Уже начиная со второй половины 2015-го политическая ситуация развивалась так, что ЕС смог принять решение о том, чтобы снять санкции уже зимой 2016 года. Здесь хотелось бы подчеркнуть, что санкции не являлись самоцелью. В ЕС внимательно наблюдали за политическим развитием в Беларуси, и после президентских выборов в октябре прошлого года подумали, что пришло время запустить новый старт в отношениях, сделать двусторонний диалог более интенсивным.

— Тем не менее торгово-экономическое сотрудничество между нашими странами в последние два года складывается не очень удачно. Сократился товарооборот, в Беларуси практически не было зарегистрировано новых субъектов хозяйствования из Германии. Чем вы это объясняете?

— Да, вы абсолютно правы. Должен с сожалением констатировать, что за последние два года торговый оборот между нашими странами существенно снизился. Одна из главных причин — сложные времена, которые переживает экономика в Беларуси. Например, существуют объективные трудности с возможностью импортировать товары из Германии. Но к этому также добавляются вопросы структурного порядка. Как вы сказали, не растет число германских предприятий, работающих в Беларуси. Но оно и не уменьшается. Что это как не показатель доверия с их стороны к белорусской экономике? Вообще, германские предприятия, имеющие бизнес в вашей стране или думающие об инвестициях сюда, очень внимательно следят, в каком направлении будет развиваться белорусская экономика в ближайшее время в контексте структурных преобразований. Они прагматичны, четко взвешивают шансы и риски, которые в этой связи появляются. Поэтому нам нужно, конечно, подождать.

Например, для немецких бизнесменов стала бы очень важным политическим сигналом активизация сотрудничества Беларуси с Международным валютным фондом. Появился бы повод проанализировать все открывающиеся в связи с этим возможности. Надо сказать, что за последнее полугодие очень большое количество высокопоставленных представителей из Германии приезжало сюда. Это положительный сигнал. И я убежден, что в перспективе возникнут успешные совместные бизнес-проекты, кроме тех, что уже достаточно эффективно работают.

— Какие сферы белорусской экономики привлекательны для немецких инвестиций? И, в частности, какие инвестиционные проекты особенно успешны в сфере агропромышленного комплекса?

— Германские предприятия играют важную роль на рынке прямых инвестиций в вашей стране, где, насколько мне известно, зарегистрировано более 360 предприятий с участием немецкого капитала. Кроме того, у вас действуют 90 представительств германских фирм. Наиболее широко немецкий капитал представлен в промышленной сфере, транспорте, сельском хозяйстве, торговле и пищевой промышленности. Например, предприятие «Штотц Агро-Сервис» не только занимается реализацией сельскохозяйственной техники, но и поставляет молоко с двух арендованных хозяйств на переработку. Насколько я знаю, эти проекты работают успешно. Могу назвать и совместное белорусско-германское предприятие «Цейсс-БелОМО» — многопрофильное объединение, которое специализируется на разработке и выпуске высококачественных сложных оптических приборов.

У наших инвесторов есть немало идей, которые они рассчитывают воплотить в жизнь. И тот факт, что, несмотря на сложности в экономической ситуации, они не хотят уходить с белорусского рынка, — хороший знак. Есть предприятие с участием немецкого капитала в Гродно.

Иными словами, имеется достаточно хороших примеров германских инвестиций в белорусскую экономику. И вот еще пример, о котором я недавно с радостью узнал, — в Брестской области работает 800 фирм с участием иностранного капитала. И 250 из них — именно с участием немецкого. То есть мы присутствуем на вашем рынке гораздо сильнее, чем это в обществе осознается.

— Вы не раз в своих выступлениях высоко отзывались о конкурентоспособности белорусской продукции. Могли бы наши товары занять достойное место на прилавках магазинов Германии? Что этому препятствует?

— Я могу себе прекрасно представить, что на прилавках магазинов Германии продают белорусские товары. Поверьте, я достаточно часто говорю это в беседах с коллегами с белорусской стороны. Самое позднее через 2,5 года я выйду на пенсию. И тогда я хотел бы видеть на прилавках немецких магазинов белорусские товары. Конечно же, важным условием для того, чтобы выйти на рынки ЕС, является соблюдение лицензионных, сертификационных предписаний. Но в не меньшей степени необходим и более агрессивный маркетинг, в противном случае будет трудно найти и завоевать своего потребителя в ЕС. Таково мое мнение.

— Не так давно Премьер-министр Андрей Кобяков предложил Германии создать высокотехнологичный кластер в Китайско-Белорусском индустриальном парке «Великий камень». Предпринимаются ли в этом направлении конкретные шаги?

— В Германии об этом задумываются, знают, но необходимо время, а с белорусской стороны — еще и поиск контактов, поиск немецких партнеров. Здесь важно подключить промышленные объединения в химической промышленности или, например, металлообрабатывающей. И не следует ограничиваться только призывом построить такой кластер, например, но нужно и подключать эти объединения к работе в парке «Великий камень». Пока конкретных планов, о которых я мог бы вам рассказать, нет. Но в будущем это возможно.

— Господин посол, вы много ездите по Беларуси. Каковы впечатления? Что вы думаете о белорусской глубинке? В каких регионах страны создаются благоприятные условия для работы немецких бизнесменов, к примеру, в перерабатывающей отрасли?

— В этом смысле нет лучшего региона. В каждом есть зоны свободной экономической торговли, где всегда найдутся германские предприятия, которые там работают. Немецкие партнеры принимают решение пойти в тот или иной регион самостоятельно, все еще зависит и от того, какие конкретно условия созданы там для продвижения какого-либо продукта.

Скажем, в Витебске будет реализован проект по производству жестяной тары для продуктов, в который вложено инвестиций на общую сумму 240 миллионов долларов. И из них 50 процентов — это деньги германских предприятий (порядка 120 миллионов). Почему эта продукция должна будет производиться в Витебске, я не знаю. Я точно так же мог бы себе представить, что подобное производство открыто в Гродно или Гомеле. Иными словами, германские предприятия работают по всей Беларуси, а уж какой регион для них является самым привлекательным для воплощения своих бизнес-идей, решают сами.

— Среди актуальных направлений взаимодействия — сфера культуры, в частности, образовательные проекты. Какие из них стали событием в 2016 году и какие в планах на 2017-й?

— Конечно, Недели Германии в Беларуси — очень важное и не имеющее аналогов по своей интенсивности событие. А в 2016 году оно стало как никогда ранее масштабным. Недели Германии были широко представлены и в регионах, а не только, как по сложившейся традиции, в Минске и Бресте. И мы будем стараться эту тенденцию в будущем поддерживать. Второй момент: мы чрезвычайно рады хорошему сотрудничеству с Министерством образования, поддерживающим предложения по изучению немецкого языка в ваших школах. В частности, подписано Совместное заявление о намерениях между Министерством образования Республики Беларусь и Федеральным министерством иностранных дел Германии о реализации пилотного проекта DSD I в учреждениях общего среднего образования в Витебской, Гомельской и Могилевской областях. Это предусматривает расширение германо-белорусского сотрудничества за рамки уже существующих школьных проектов в Брестской и Гродненской областях и Минске по подготовке к получению диплома по немецкому языку первой ступени (DSD I) и, возможно, в дальнейшем второй ступени (DSD II), который дает возможность учиться в вузах Германии. Это стало шагом вперед для нас, и я надеюсь, что мы можем поддерживать такую тенденцию и в будущем.

В следующем году наряду с Неделями Германии будет еще два-три культурных проекта, в которых мы примем интенсивное участие. Так, в 2017 году ваша страна намерена отмечать одну из важнейших дат своей истории и культуры — 500-летие белорусского книгопечатания. Мы будем участвовать в подготовке к этому событию, тесно сотрудничаем с директором Национальной библиотеки Романом Мотульским. Помимо этого, в планах много интересных проектов, но говорить о некоторых из них еще рано.

— В 2009—2013 годах вы были советником-посланником, заместителем главы Посольства Германии в Беларуси. Какие позитивные изменения замечаете за прошедшие годы в нашей стране, вырос ли, например, ее туристический потенциал? Чем, на ваш взгляд, мы сегодня можем привлечь туристов из Германии?

— Да, впервые я прибыл в Беларусь в 2009 году и с тех пор замечаю немало позитивных изменений — как в Минске, который преображается на глазах, здесь идет интенсивное строительство, так и в регионах. Лицо областных центров, таких как Гомель, Гродно, Брест, Могилев, Витебск, меняется в лучшую сторону. И даже когда едешь по дорогам в провинции, видишь, что немало средств инвестировано в инфраструктуру.

И все же надо заметить, что туристический потенциал вами не до конца использован. Например, у меня дома есть большое количество фотоальбомов, куда я заглядываю, чтобы еще раз посмотреть на красоту Беловежской пущи. Есть и прекрасно иллюстрированные книги о культурных ценностях. У вас на территории страны много красивых исторических зданий. Но знают ли об этом культурно-историческом и природном богатстве в Западной Европе? Не совсем. Вот это тот самый неиспользованный потенциал.

Когда бываю в Германии, всегда в разговоре с друзьями, знакомыми и просто собеседниками задаю вопрос: что вы знаете о Беларуси? И в ответ получаю мало информации. Хотя о том, что страна — суверенное государство, знают хорошо. Думаю, нужно активнее и, если хотите, агрессивнее, как я уже говорил о белорусской продукции, продвигать туристический имидж Беларуси за рубежом.

В туристической отрасли здесь очень долго в основном ориентировались на гостей из России, которые любят отдыхать в ваших санаториях. Но потенциал гораздо выше. И нужно подумать на самых разных уровнях о том, как сделать информацию о вашей красивой стране доступнее европейскому потребителю, как ее прорекламировать. Скажем, турист в Германии идет в турбюро, но там ему не предлагают Республику Беларусь как интересную альтернативу. Хороший шаг:  в Беловежскую пущу и на Августовский канал туристов пускают без визы. Честно скажу, был бы рад, если бы сюда приезжало больше туристов из Германии, которые смогли бы оценить красоту вашей страны.

— Господин посол, мы встречаемся с вами в канун светлого праздникаРождества Христова. Что бы вы пожелали нашим читателям в 2017 году?

— Я желаю всем благословенного Рождества, не важно, отмечают его люди 25 декабря или на две недели позже. Мы живем в неспокойное время, и поэтому желаю, чтобы это было мирное для всех вас Рождество, чтобы вы смогли в этот праздник найти время погрузиться в себя, подумать о том, что произошло за последний год вашей жизни. Но также еще задуматься и о том, какой вклад каждый из нас индивидуально может внести для того, чтобы мир стал чуточку лучше. Конечно, желаю всем счастья и здоровья в Новом году, чтобы он стал лучше, чем прошлый. Во всяком случае, будем на это надеяться…

Фото Натальи БОРИСОВЕЦ, «СГ»

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter