Хороши все жанры, кроме скучных

Премьера — это всегда интересно
Премьера — это всегда интересно

На премьере спектакля «Сельская честь» итальянского композитора Пьетро Масканьи Национального академического Большого театра оперы царило необычное оживление. Кроме завсегдатаев театра, в зале Центрального Дома офицеров (нынешнее пристанище национальной оперы на время ремонта) были министр культуры Владимир Матвейчук, первый заместитель министра Владимир Рылатко, а также Валерий Раевский, Валентин Елизарьев, Сергей Кортес... Даже Дмитрий Астрахан, снимающий на «Беларусьфильме» очередную картину, заглянул на огонек.

Солисты премьеры, сплошь звезды — Нина Шарубина, Владимир Петров, Сергей Франковский, — блистательно исполнили свои арии в безупречных декорациях молодого художника Валентины Правдиной, ученицы Бориса Герлована. В ее сценическом решении было много воздуха, света и не было громоздкости и провинциального стремления сделать красиво, загубившего многие спектакли... На небольшой сцене Дома офицеров шведский режиссер Александр Нордштрем непостижимым образом уместил весь хор, предоставив ему возможность почувствовать себя полноправным действующим лицом. Хористы старались и подчас вели себя комично — подбоченясь, выходили на первый план будто с вопросом: «Так–так, что тут у нас происходит, граждане?» Хор немного переигрывал, но в этом была своя прелесть. Если полсотни человек почти одновременно пытаются помахать друг другу рукой или похлопать соседа по плечу, выглядит это почти как флэш–моб...

И все–таки Нордштрем не стал экспериментировать и переносить действие «Сельской чести» в современность, хотя сюжет там довольно условный и особого труда это бы не составило: заселить итальянскую деревню модными пиццериями, патио, мускулистыми мачо в одежде от Дольче и Габбана — такой подход сейчас весьма популярен. Видимо, проникся непоколебимыми традициями белорусской оперы. Когда уже не только Москва и Петербург, но даже Новосибирск игнорирует наработанные схемы, оживляя плоское оперное действие подчас шокирующими деталями, белорусы по–прежнему всеми силами держатся за традиционализм. А если и позволяют себе поиграть в абсурд (как это было в недавней премьере Виктора Копытько «Синяя Борода и его жены»), то в довольно стерильный, выдержанный в комическом ключе... Но в случае «Сельской чести» едва ли это можно считать недостатком. Музыкальный руководитель постановки Виктор Плоскина попытался очистить оперу от вокальных штампов, и это ему вполне удалось.

Нынешняя премьера довольно компактна — это почти идеальный вариант для ситуации, когда театр лишился своей постоянной площадки. В своем роде «Сельская честь» получилась оперой «прожиточного минимума» (пожалуй, у оперного можно поучиться и другим нашим театрам, для которых ситуация ремонта нередко означает паралич любой творческой деятельности). Изящество этой оперы, может быть, в том и заключается, что она не претендует на глобальность, не стремится стать масштабным музыкальным событием. Понятно, что в условиях ремонта театр вынужден работать с облегченным материалом... Хотя, конечно, для таких профессионалов, как солисты, режиссер и дирижер, эта опера — мелководье. Им здесь негде развернуться...

«Сельская честь» в белорусском варианте — как бокал шампанского. Пузырьки пряных страстей итальянской деревни бьют в нос, голова почти хмелеет (особенно если выпить залпом). Пускай наутро совершенно невозможно вспомнить, из–за чего возник весь сыр–бор...

— И все–таки, я думаю, важно сохранить этот спектакль в нынешнем его виде для большой сцены, — считает композитор, народный артист Беларуси, лауреат Государственной премии Сергей Кортес. — Разве что, может быть, с более масштабными декорациями. Режиссер сделал все, чтобы эта конструкция была крепкой и долговечной. Дело в том, что «Сельская честь» — это хоровой спектакль. И такая огромная хоровая масса в замкнутом пространстве Центрального Дома офицеров закономерно теряет свою мощь, театральность, ощущение простора... А вообще, хор — одно из главных богатств белорусской оперы.

***

Кстати, на фоне летнего затишья любители оперы скоро получат еще один необычный подарок, на сей раз от Белгосфилармонии. 4 июля на сцене концертного зала «Минск» в сопровождении симфонического оркестра под управлением Александра Анисимова пройдет интернациональное представление оперы «Аида». Знаменитая история жертвенной любви эфиопской принцессы Аиды к египетскому военачальнику Радамесу, видимо, как никакая другая способна вдохновить и объединить людей разных национальностей и культур. Судите сами: в постановке заняты оперные звезды первой величины — итальянка Стафания Сколастичи, австриец Эмил Иванов, солист Киевской национальной оперы Иван Пономаренко, примадонна Государственного музыкального театра Ростова–на–Дону Ирина Крикунова. Нашу страну представят Государственный академический симфонический оркестр и Государственная академическая хоровая капелла имени Ширмы. Всего же в представлении будут заняты 200 исполнителей.

Звезды мировой оперы и раньше выступали в белорусских оперных спектаклях. Но, как правило, исполнителей было не так много — один, два... Минчанам всегда таких представлений не хватало, все мы жадно ждали их вновь. Ведь сегодняшняя опера как никакое другое искусство представляет собой модель современного мультикультурного общества, где любой опыт обогащает сам жанр. Опера не признает национальностей. Для нее есть только одна мера — талант.

Уже сейчас можно сказать, что июльская «Аида» продемонстрирует, чем дышит современная европейская опера, в каком направлении двигается. А становиться ли попутчиками — решать зрителю.

Фото Александра ДМИТРИЕВА.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter