«Посигналь нам еще, мы еще раз заглохнем»
С Людмилой мы договорились встретиться в 9 утра на автодроме. Высматриваю Volkswagen Polo серебристого цвета, хотя, как мне сказали, скорее цвета шампань. Нахожу его в попытках диагонально припарковаться на площадке. Потом водительское место занимает следующая ученица Людмилы, Оля.Она уверенно садится за руль. Уже прошла движение по прямой в городе, искусственные неровности, поворот направо и сегодня отработает поворот налево.
Передняя дверь открывается, и в машину садится Людмила:
— Поехали! Я всегда подталкиваю своих курсантов к динамике: «Давай, пошла, пошла, разгон, разгон». Приучаю их двигаться со скоростью потока машин. Потому что если они будут медленнее ехать, то создадут помеху на дороге. Бывает, глохнут. Но, к счастью, на дорогах к курсантам относятся уважительно, объезжают и едут дальше. Есть и маленький процент тех, кто не держит дистанцию, висит на хвосте, сигналит. Курсант очень нервничает. В такой ситуации я всегда поддерживаю своих ребят. Обычно в салоне говорю: «Ну давай, посигналь нам еще раз, мы еще раз заглохнем».
При наборе новых ребят инструктор проводит с ними встречу, где главный вопрос — свободное время:
— Узнаю у каждого курсанта, кто как работает, учится. Алина учится с двух, значит, она может ходить утром. Катя в декретном отпуске и ребенок в саду, она может в любое время. Кто-то ходит ко мне только после 5 вечера, потому что работает. Некоторым достается час пик.
Рабочий день у Людмилы длится около десяти часов:
— Я сама себе выбираю время обеда, сама планирую график.
Нужно уметь объясняться
Инструктор делится секретами:— Я хорошо вожу. Но здесь этого мало. Мне помогает мой девятилетний опыт учителя в музыкальной школе. Надо объяснить, куда курсант должен поехать, что должен увидеть.
Шестьдесят процентов учеников Людмилы сдают экзамены в ГАИ с первого раза. Но бывают и иные случаи:
— Однажды у меня был порыв отказаться от курсанта. Хотя я всегда довожу своих ребят до финишной прямой. Но здесь тяжелый случай: иностранец не говорил по-русски вообще, английского он тоже не знал. Я обучила его по программе: показывала на своем примере, жестами помогала. В общем, уровень вождения у него получился неплохой. Но Кай (так его звали) не сдал теорию в автошколе. А без нее я не могу выпустить на внутренний экзамен в ГАИ. Вот уже несколько недель не появляется.
Аварии были не по ее вине
Благодаря детской любви к автомобилям Людмила получила права в 19. За рулем уже 25 лет:— Я езжу динамично: быстро, но не агрессивно. Были и аварии, однако не по моей вине. Вообще, чаще в ДТП попадают мужчины — из-за любви к риску. Женщины же более взвешенно принимают решения при маневре.
Порой ее спрашивают: «А что, бывают инструкторы-женщины?»
— Задают этот вопрос обычно мужчины. Я отвечаю: «Да, бывают». Нас, конечно, мало, но мы есть.
yankovich@sb.by