Большая часть подопечных инструктора Людмилы Холодинской сдает экзамены в ГАИ с первого раза

Хорошему научит

После девяти лет преподавания фортепиано, семи лет бухгалтерии Людмила Холодинская стала одной из первых женщин-инструкторов в минской автошколе.

«Посигналь нам еще, мы еще раз заглохнем»

С Людмилой мы договорились встретиться в 9 утра на автодроме. Высматриваю Volkswagen Polo серебристого цвета, хотя, как мне сказали, скорее цвета шампань. Нахожу его в попытках диагонально припарковаться на площадке. Потом водительское место занимает следующая ученица Людмилы, Оля. 

Она уверенно садится за руль. Уже прошла движение по прямой в городе, искусственные неровности, поворот направо и сегодня отработает поворот налево.

Передняя дверь открывается, и в машину садится Людмила: 

— Поехали! Я всегда подталкиваю своих курсантов к динамике: «Давай, пошла, пошла, разгон, разгон». Приучаю их двигаться со скоростью потока машин. Потому что если они будут медленнее ехать, то создадут помеху на дороге. Бывает, глохнут. Но, к счастью, на дорогах к курсантам относятся уважительно, объезжают и едут дальше. Есть и маленький процент тех, кто не держит дистанцию, висит на хвосте, сигналит. Курсант очень нервничает. В такой ситуации я всегда поддерживаю своих ребят. Обычно в салоне говорю: «Ну давай, посигналь нам еще раз, мы еще раз заглохнем». 

При наборе новых ребят инструктор проводит с ними встречу, где главный вопрос — свободное время:

— Узнаю у каждого курсанта, кто как работает, учится. Алина учится с двух, значит, она может ходить утром. Катя в декретном отпуске и ребенок в саду, она может в любое время. Кто-то ходит ко мне только после 5 вечера, потому что работает. Некоторым достается час пик. 

Рабочий день у Людмилы длится около десяти часов:

— Я сама себе выбираю время обеда, сама планирую график. 

Нужно уметь объясняться

Инструктор делится секретами:

— Я хорошо вожу. Но здесь этого мало. Мне помогает мой девятилетний опыт учителя в музыкальной школе. Надо объяснить, куда курсант должен поехать, что должен увидеть.

Шестьдесят процентов учеников Людмилы сдают экзамены в ГАИ с первого раза. Но бывают и иные случаи: 

— Однажды у меня был порыв отказаться от курсанта. Хотя я всегда довожу своих ребят до финишной прямой. Но здесь тяжелый случай: иностранец не говорил по-русски вообще, английского он тоже не знал. Я обучила его по программе: показывала на своем примере, жестами помогала. В общем, уровень вождения у него получился неплохой. Но Кай (так его звали) не сдал теорию в автошколе. А без нее я не могу выпустить на внутренний экзамен в ГАИ. Вот уже несколько недель не появляется. 

Аварии были не по ее вине

Благодаря детской любви к автомобилям Людмила получила права в 19. За рулем уже 25 лет:

— Я езжу динамично: быстро, но не агрессивно. Были и аварии, однако не по моей вине. Вообще, чаще в ДТП попадают мужчины — из-за любви к риску. Женщины же более взвешенно принимают решения при маневре.

Порой ее спрашивают: «А что, бывают инструкторы-женщины?»

— Задают этот вопрос обычно мужчины. Я отвечаю: «Да, бывают». Нас, конечно, мало, но мы есть. 

yankovich@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter