Минус 60 процентов клиентов, ежедневное обеззараживание поверхностей и своевременный переход из хостела в коливинг: как работается бизнесу в условиях коронавируса

Хорошее место для мозгового штурма

В нашей стране первые коворкинги открылись в 2012 году. В переводе с английского co-working — совместно работающие. На практике это некое комфорт­но обустроенное для бизнесменов и сотрудников место. Столы или помещения сдаются в аренду. Любой желающий может снять необходимую площадь для труда. За восемь лет перечень подобных заведений расширился: сейчас их более 20. Как чувствует себя современный бизнес в условиях пандемии, выясняла корреспондент «Р».

В нашей стране первые коворкинги появились в 2012 году.
pexels.com

Минус на минус

Больше всего коворкингов работает в Минске. В регионах дела идут скромнее, но и там можно найти обустроенное для труда место. Аренда офиса обходится дороже, чем коворкинга. В стране активно развивается так называемая фриланс-отрасль, когда сотрудники не прикреплены к конкретному месту, а могут работать из любой удобной точки. Таковой часто оказывается коворкинг. У нас это направление пока представлено скромно: чуть более 20 заведений. Многие владельцы признаются: из-за небольшой конкуренции и высокого спроса, как правило, бизнес развивается успешно. Но и его коронавирус испытал на прочность.

— Резкий спад посещаемости начался в конце марта — начале апреля. И до сих пор продолжается. Даже в летнее время подъема не было, — не скрывает старший администратор одного из столичных коворкингов Екатерина Барсукова. — В одном заведении 90 мест. Из них в марте занимали около 30. То есть более 60 процентов наших клиентов ушло. Во втором коворкинге 36 мест, из них заполнены только 12. Его открыли 1 июня, хотя изначально планировали принять первых посетителей в марте.

Большинство клиентов — это фрилансеры в сфере IT-технологий, СЕО-специалисты, веб-дизайнеры. Коворкинг работает круглосуточно, 24 часа в Open space обойдутся для арендаторов в 31 рубль (10 евро), месяц — 491 рубль (160 евро). В сумму входят интернет, оборудование (принтер, сканер, компьютер), чай, кофе, сладости. Для важных бесед предлагают переговорную комнату. Ее чаще всего используют клиенты коворкинга, но иногда эту услугу заказывают и сторонние посетители.

— Чтобы обеспечить безопасность клиентов, мы предлагаем бесплатные маски, антисептики, — перечисляет Екатерина. — Специально рассадку не устанавливаем, но по своим наблюдениям могу сказать, что большинство посетителей старается выбрать место с учетом дистанцирования.

Мысли на тему

Интересно, что в нашей стране достаточно часто импровизируют на тему коворкинга. Например, в марте в Минске открылась площадка для мам. Это три в одном: коворкинг, свободное пространство и образовательный центр для женщин в декрете. Среди активностей — занятия йогой, коуч-сессии, спикинг клаб, курсы по стилю. Некоторые помещения можно арендовать под семейные праздники и корпоративные мероприятия. Практически со дня открытия бизнес прошел проверку на прочность: буквально через несколько дней коворкинг отправился на самоизоляцию. И только в сентябре началась работа в том виде, в котором планировалась изначально. Этот месяц и помог сделать промежуточные выводы: сильная сторона коворкинга — мероприятия, слабая — свободное пространство.

Совладелица одного из минских хостелов Ксения Курусь вовремя почувствовала, что пора менять формат бизнеса. От коронавируса пострадали разные его сферы. Туристический возглавляет этот рейтинг.

— В марте я поняла, что ожидать притока туристов в ближайшее время не приходится. А с закрытием границ многими странами брони на номера начали активно отменять. Бизнес практически стал, — вспоминает ход событий того времени Ксения. — Тогда решили переформатироваться. И из хостела сделали коливинг.

Википедия дает небольшую справку: коливинг — тип сообщест­ва, предоставляющего формат совместного проживания для людей с общими намерениями. Отличительная черта такого типа жилья — это совместные мероприятия: прием пищи, коммуникация в общих жилых зонах. Так же часто бывает обустроен и коворкинг.

— Деньги на рекламу практически не тратили. Действенным оказался пост в Facebook про то, что мы переформатировались в коливинг. Многие СМИ его перепостили. Поток желающих был достаточно большим, — описывает детали Ксения Курусь. — Сейчас в коливинге нет свободных мест. Правда, если в период высокого спроса на номер в хостеле мы устанавливали цены около 80 рублей, то сегодня за ту же комнату берем 22 рубля. В месяц клиенты платят около 900 рублей. В эту стоимость входит аренда одноместного номера, интернет, смена постельного белья, уборка. Плюс есть пространство для совместного мозгового штурма.

Есть перспективы

В стране работают и государственные коворкинги. Например, пространство при библиотеке БНТУ — «КБ-16». Оно появилось в 2016 году при поддержке резидента Парка высоких технологий. Одна из целей — развитие социальных и бизнес-инициатив студентов.

— «КБ-16» — первый в стране библиотечный коворкинг. В 2017 году с этим проектом Научная библиотека БНТУ стала победителем республиканского конкурса «Лучшая библиотека года» в номинации «Лучшая университетская библиотека», — делится фактами ее директор Инна Юрик. — Пространство коворкинга рассчитано на 150 мест. Вход в него — по читательскому билету. Стоимость — 1 рубль 50 копеек. Тематически пространство коворкинга разделено на три зоны: для лекций и презентаций, для индивидуальной и совместной работы. Право на приоритетное обслуживание и бронирование зон — за учащимися и сотрудниками университета, а также партнерами библиотеки. Другие люди для проведения мероприятий могут воспользоваться платной услугой.

Резидентами «КБ-16» стали более тысячи сторонних пользователей. За прошлый год коворкинг посетили около 10 тысяч раз, из них более 3200 — сторонние пользователи. В этом году «КБ-16» принимал посетителей всего пять месяцев: январь, февраль, март, сентябрь и октябрь. За это время количество посещений приравнялось к 4500, из них сторонних — 1500.

Особое внимание уделяют безо­пасности: в «КБ-16» действует рассадка, расставлены антисептики, посетителям рекомендуют быть в маске. Влажную уборку проводят несколько раз в день. Важный пункт — обеззараживание поверхностей.

Коворкинги часто занимают неэксплуатируемую площадь. Проще говоря, пустующие помещения. Проблему таких территорий активно решают в нашей стране не один год. И сделать из «заброшенного» здания прибыльный бизнес — хорошее решение.

— Ежегодно госорганы и исполнительные комитеты формируют календарные графики. В них определяют способ вовлечения конкретных объектов недвижимого неиспользуемого имущества. Это может быть продажа, сдача в аренду, передача на безвозмездной основе под реализацию инвестпроекта. Также определяют сроки выставления на аукцион, — дает небольшую справку заместитель начальника главного управления распоряжения имуществом Государственного комитета по имуществу Ирина Долгова. — Во многом упростил порядок распоряжения имуществом Указ Президента № 169. Большое количество объектов выставляют на аукцион со стоимостью в одну базовую величину. В процессе торга их цена порой возрастает в 700–800 раз. На протяжении многих лет уровень неиспользуемого имущества не превышает трех процентов.

Несколько лет назад в Минске появился офис частной научно-исследовательской компании. Под коворкинг в здании определили четыре этажа. Условия удивляют: собственная улица, кальянная, массажные и другие кабинеты, кафе, рестораны. Большое количество просторных переговорных. И даже компактные телефонные будки, в которых, правда, нет телефонов. Их миссия в другом — абстрагироваться и уединиться. В офисе есть несколько гостиничных номеров.

welcy.com

КСТАТИ

Переформатированные офисы, названные коворкингом, быстро набирали популярность по всему миру. Например, в России ежегодно до прихода коронавируса количество подобных заведений увеличивалось на 25 процентов.

tychko@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter