Вероника Новикова, Елизавета Лойко, Мария Дикун
Для Карины Леньковой из гимназии № 146 Минска нынешний конкурс стал вторым по счету. В прошлый раз она не осмелилась попробовать силы в лингвистическом туре «Знатоков» и из зрительного зала поддерживала более отважную подругу по команде. Но практически на все вопросы для болельщиков знала ответы. Спустя год Карина оказалась уже по другую сторону и умело справлялась с заданиями разного уровня сложности:
– Вопросы не всегда связаны с филологией. В этот раз было много географии и минералогии. Иногда четких ответов дать сразу нельзя, нужно подумать. Порой я даже не успевала дочитать до конца текст, а кто-то был уже готов ответить. Скорость реакции многих участников просто поражала.
Дипломами первой степени наградили 11 школьников, из них пять – у белорусок. Чтобы занять место в тройке победителей, нужно было выполнить комплексную работу, в которой предлагались задания из разных областей русского языка, литературы, истории, также нужно было написать сочинение на одну из трех тем.
Самым популярным стало размышление о языке эпохи. На примерах отрывков из произведений известных писателей и поэтов юные филологи рассуждали о месте и ценности русской речи.
Елизавета Лойко из минской гимназии № 27 выбрала для анализа эпизод из поэмы «Хорошо!» Владимира Маяковского. Исследовательница пыталась рассмотреть, что же из эпохи, в которую жил автор, отразилось в его творчестве. И пришла к выводу, что Маяковский сам по себе был человеком эпохи.
Для Марии Дикун из Лицея БГУ первое место стало приятным сюрпризом. Самым сложным оказалось поверить в свои силы:
– Знаний, полученных на уроках русского языка и литературы, недостаточно, чтобы справиться с заданиями олимпиады. Нужно читать много дополнительной литературы, важен уровень эрудиции и даже догадливости. А еще я всегда вытягиваю счастливые билеты, так получается. И в номере аудитории, где писала сочинение, была двойка, эта цифра приносит мне удачу.
Для еще одной лицеистки Вероники Новиковой путь на олимпиаду был долгим: серьезно заниматься русским языком она начала уже с третьего класса, а с четвертого активно участвовала в филологических конкурсах. Веронике интересна природа языка, его корневая система и место в историко-культурном контексте двух стран. Лицеистка не волновалась за свое выступление – атмосфера таких соревнований для нее привычна. А вот мама переживала намного больше:
– Она мне всегда повторяет: «Ты знаешь, что тебе нужно и для чего ты это все делаешь». Сами соревнования для меня никогда не были борьбой. Такие олимпиады – это возможность представить себя, свою команду, преподавателя и лицей.
Первой о победе Вероники узнала ее мама. Заветное: «Мама, я победила» – лучшая награда за бессонные ночи.
lavrinovich@sb.by
Фото автора