Валентина Гаевая, народная артистка Беларуси, 22 июля отмечает юбилей

Хорошая работа

Километров за двадцать от Могилева в Шкловском направлении в отдалении от автострады живет своим тихим укладом маленькая, дворов на десяток, деревушка Хорошки. Здесь от века любили петь и плясать. Глубинка издавна славилась мастерами, которые собственноручно делали скрипки, бубны и дуды. И рукодельницами, одевавшими деревенских модниц в колоритные вышиванки и андараки.


У хорошковцев даже был свой ансамбль, который аутентичными программами не только веселил односельчан, но и выезжал в город: выступал в райцентрах, в Могилеве, а однажды в самом Минске сорвал аплодисменты. Слава про деревенских чудо-артистов пошла так далеко, что однажды на их самодеятельный концерт пожаловала питерская пара. Из самого дальнего уголка зала к сельским «па» присматривались профессионалы. А  через пару дней они лично приехали в Хорошки, чтобы «законспектировать» деревенские танцы. Кто ж знал тогда, что именно с этого момента начиналась история самого известного танцевального бренда Беларуси? А название, стиль и яркую творческую индивидуальность главному хореографическому ансамблю страны дал творческий дуэт Дудченко — Гаевая…

Удивительно, но прародительницей самого узнаваемого своей белорусскостью коллектива стала россиянка. Валентина Ивановна Гаевая — потомственная казачка, родом с юга России. С ранних лет мечтала быть искусствоведом. Увлекалась эпохой Возрождения, поступала в Ленинградскую академию искусств и в городе белых ночей буквально пропадала на экскурсиях в Эрмитаже. Но хореография и режиссура стали ее профессией.

В Ленинграде Гаевая встретила и вторую половинку. Николай Дудченко — выпускник ленинградской классической балетной школы. Судьба привела пару в Беларусь. Карьеру и семейную жизнь начинали строить в Могилеве. В то время в городе мечтали о своем громком народном коллективе. С замахом, чтобы мог представлять регион на республиканских, а то и на всесоюзных конкурсах. При автозаводе имени Кирова была команда ярких самодеятельных артистов. Энтузиастов, которые после рабочей смены на предприятии, как говорится, «от станка» бежали в местный Дом культуры — в певческие классы и танцевальные кружки. Одержимым искусством людям нужен был талантливый руководитель. В 60—70-х директор Дома культуры автозавода Валерий Будницкий без конца нанимал хореографов, но они не приживались. Однажды из Минска приехали Гаевая и Дудченко и провели пару уроков с могилевчанами — тут-то Будницкий облегченно и вздохнул: вот они, лидеры будущего амбициозного коллектива Могилевщины.

Для пары хореографов постарались создать самые благоприятные условия. Лишь бы творили. И балетмейстеры оправдали ожидания. Родился танцевальный коллектив с большим будущим. Кстати, «Хорошками» детище стало не сразу. Каких только названий вначале не примеряли. Брали и «Прамень», и «Веснянку», и «Крыніцу». Впрочем, создателям «Хорошек» приходилось, как говорится, с нуля учиться всему белорусскому. Хореографы видели большое будущее своего коллектива, потому акцентом на танцевальной культуре Могилевщины ограничиваться не хотели. Много ездили по всей стране. Со всех больших и малых уголков ее собирали энциклопедию народных танцев.

— Чтобы создать истинно национальный, истинно народный коллектив, мне нужно было постигнуть специфику неповторимого белорусского танца, — откровенничает Гаевая. — Вначале я ориентир держала на украинский и русский аналоги: ансамбли Вирского и Моисеева. Ведь в нашем искусстве важно через движения раскрыть характер народа. Было большой и тонкой работой найти отличия в общей славянской семье — и русский, и украинский, и белорусский танцы так похожи! Как и сами народы. Я люблю всех и считаю прекрасным каждый народ. Но наблюдала, грузинский танец выражает, например, воинственность и страстность народа. Украинский тоже — энергия, эмоциональная безудержность, напор. А вот белорусы — это какая-то мягкость, плавность. Я их полюбила за спокойствие, за доброту. В Беларуси показателен праздник встречи весны, такой мягкий зов жаворонков, нежное солнце, все кругом такое тонкое, легкое, светлое. Эту национальную лиричность  и старалась подчеркивать.

Изучая белорусские обряды, она переносила их на сцену. Программы Гаевой с первых дней и по сегодняшний настоящие театрализованные представления, фольк-шоу, в которых все досконально выверено: от музыкального сопровождения (у «Хорошек» есть своя инструментальная группа), костюмного ряда (у коллектива сотни неповторяющихся dress-коллекций) до режиссерски построенных номеров. Гаевая открыла и своим танцорам, и зрителям многогранную белорусскую аутентику. Однако не только деревенскую, из простонародья. Валентина Ивановна стала первой из балетмейстеров, кто помог белорусам вспомнить шляхетскую грань их культуры, в том числе и танца.

— Считаю, что самая знаковая наша программа — историческая, — признается Валентина Ивановна. — «Полоцкая тетрадь». Эпоха славянского возрождения. У нас был богатый культурный колорит. Для меня лично эта программа была очень символичная, хотя ее долго не принимали и упрекали: мол, ополячила белорусский фольклор. А мы ведь действительно перевернули сознание белорусов. Сначала «Полоцкой тетрадью», после — «Туровской легендой» мы напомнили, что нация не должна восприниматься только как «от земли», «в лаптях». У нас же и магнаты были, в мехах и парче, с высокой образованностью и традициями. Радзивиллы — одна из красивейших семей-династий Европы. Мы реконструировали белорусскую старину и продемонстрировали ее в шикарных аристократических нарядах. Не поверите, когда я недавно показала «Полоцкую тетрадь» в Польше, зрители плакали, один поляк подошел ко мне: «Почему же наши не догадались сделать такую программу?»

Очевидно, в воссоздании белорусской шляхетской хореографии Гаевой помогли ее арт-университеты в Питере. Плоды долгих изучений каталогов живописи и выставок в Эрмитаже и в программах «Соколиная охота», и в «Менестрелях», и в «Пилигримах». Гаевая — живой пример того, что настоящий большой художник — знаток во многих областях искусства, кладезь эрудиции и разносторонних знаний. Сильная личность у руля — вот начало успеха «Хорошек». Коллектив был одним из первых, кто стал представлять белорусскую, советскую культуру за рубежом еще во времена «железного занавеса». Сегодня сложно найти уголок планеты, где бы не выступили и кого бы не покорили своим искусством «Хорошки». А вот первыми, кто буквально влюбился в ансамбль, были… сдержанные финны:

— Всегда, отправляясь в поездку, мы стараемся продумать, какую программу для какой страны сделать, чтобы зацепить. И это все после гастролей в Финляндию. Я постаралась вникнуть в национальный характер этих людей. Для меня накануне даже анекдот специальный придумали: «Ты, Валентина, не бойся, что они хлопать не будут — они только на третий день разойдутся и у себя на кухне тебе похлопают». По типу доходит все до них не сразу. Но я вам скажу, что принимали просто великолепно. В конце концерта весь зал встал и аплодировал. А потом нас по всей стране провезли.

В Финляндии «Хорошки» представили премьеру «Коханочки». К слову, у коллектива много программ про любовь. И в самом ансамбле сложилось немало танцевальных семейных пар. Сегодня есть уже династии. А вот личная история любви Дудченко — Гаевой не задалась. Наверное, не выдержала напряженного рабочего ритма и сверхэмоциональности двух ярких личностей. Создатели «Хорошек» как муж и жена расстались, но сохранили творческий тандем. Сегодня никто в коллективе не скрывает: ансамбль выжил, стал и остается брендом только благодаря энергии и таланту обоих создателей.

Хотя все же подчеркивают: настоящий лидер, «наш комиссар» — это Валентина Ивановна. Обаятельной внешности, с открытыми голубыми глазами, женщина сильной воли, она всегда добивалась своих целей. Именно благодаря ее вере в себя и в своих артистов «Хорошки» сохранились и завоевали непререкаемый авторитет.

— Меня часто не принимали, критиковали, мол, откуда что? Белорусы так не танцуют, — открывается Валентина Ивановна. — Были гонения. Кстати, именно это сблизило меня в свое время с Мулявиным. Нас и свело неприятие нашей индивидуальности некоторыми. Мы помогали друг другу. Когда Володя подал идею о рок-опере «Песня о доле», казалось, все нереально. Не примут эту программу. Но мы постановку делали решительно, трудились даже по ночам. Я была главным балетмейстером. Уже после мы с этой оперой весь Союз объехали, и везде ее принимали на ура.

«Ура, Валентина Гаевая!» — так хочется сказать, ведь народная артистка Беларуси 22 июля отмечает юбилей. Большая и красивая дата. Будь только здоровье — ею обещано еще много открытий в искусстве. Энергии и опыта Гаевой не занимать. Неиссякаемого же огня ей и многие лета.

Алеся ВЛАДИМИРОВА
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter