Чем манит зарубежных туристов Холомерье Городокского района?

Холомерье хороших людей

Почему скромная деревня в Городокском районе — магнит для иностранных туристов и как здесь без операций лечат болезни позвоночника
У границы с Российской Федерацией среди лесов и рек раскинулась деревушка с мелодичным именем Холомерье. От областного центра — более 100 километров, из Минска — все 300. Уютная, светлая, она встречает сентябрьским золотом садов. В любом дворе рады приезжим. А их здесь бывает немало.

Больница последней надежды

В прошлом «холомерьем» называли незаконную распашку, земельный «довесок». А в интернете я отыскала любопытную информацию: слово «холо» в некоторых языках переводится как «добрые люди». Что ж, пожалуй, именно такие тут и живут. 

Сельчанам повезло, ведь они под присмотром талантливой медицинской династии Константина и Михаила Самариных.
Фото автора

27-летний Константин Самарин, улыбчивый местный доктор, говорит, что после Холомерья в 8-й класс пошел уже в Лужеснянскую гимназию для одаренных детей:

— И знаете, ничем не уступал ребятам, которые пришли из витебских школ. Знаний, которые нам с одноклассниками давали в родной деревне, хватило, чтобы чувствовать себя уверенно.

Отучившись в медуниверситете, Константин вернулся к истокам. Местная больница — настоящая достопримечательность региона. Много лет ею руководит Михаил Самарин. Выходит, ген лекаря у Константина в крови. Не только отец, мама и бабушка молодого медика в свое время тоже связали судьбу с медициной:

— Половину времени занимает больница, а остальное — хобби: музыка. Если позволяет смена, на все выходные выбираюсь в Витебск, где в составе группы De Puta Madre Banda играю на ударных. 

Местная больница — единственная в Беларуси из сельских участковых является юридическим лицом. Здесь, вдалеке от центра, занимаются лечением опорно-двигательного аппарата, в основном позвоночника. Лечащего врача Михаила Абрамовича большинство пациентов считает чуть ли не волшебником. Он давно и успешно проводит безоперационное лечение межпозвонковых грыж. Только на экспорте услуг здесь ежегодно зарабатывают около 60—100 тысяч долларов. В «больницу последней надежды», как ее окрестили благодарные пациенты, приезжают москвичи, петербуржцы и жители других уголков России. Михаил Самарин рассказывает:

— За помощью обращались даже из Японии и Австралии. При этом важно понимать, что учреждение здравоохранения в полном объеме выполняет все функции сельской участковой больницы. Наша основная задача — обслуживание своего участка, в который сегодня входят 680 жителей из более чем 30 деревень. В стационаре — 25 коек, из них 10 — медико-социальные.

Доктор Самарин во многом опередил время. К примеру, одним из первых в стране озвучил идею о необходимости создания геронтологического отделения. За поддержкой обратился к тогдашнему министру соцобеспечения. По сути койки, на которых в Холомерье размещают одиноких, нуждающихся в лечении пожилых людей, и есть воплощение этой задумки. Чтобы написать историю главврача из городокской глубинки, не хватит газеты. Как шутит Михаил Абрамович, однажды он засядет за мемуары. В них будет все. Как в 1978-м амбициозный парень из витебской семьи интеллигентов поехал на село за мечтой и самостоятельностью. Дальше — как он же поднял дышащее на ладан одноэтажное здание до больницы европейского уровня. А еще, пожалуй, о том, что основа всего — люди, которых нужно уважать и ценить. Сегодня Холомерская сельская участковая больница дает работу более чем 30 местным жителям. Для них построено 9 домов. 

Чета Мироновых к Холомерью прикипела душой, они уверены, что дома и стены помогают.
Фото автора

Когда душа поет

Чистые, словно криница, звонкие и яркие народные обряды живы в Холомерском крае. И, конечно, первые хранители традиций, в том числе уникального архаического голосового пения, — участники фольклорного коллектива местного сельского клуба. Его директор Нина Склименок и аккомпаниатор Татьяна Раева не дают сельчанам скучать. Настоящие «энерджайзеры», вместе с другими самодеятельными артистами клуба они выступают на концертах, приобщая к искусству детей и взрослых. Песни, танцы и сами обрядовые действия Татьяна Ивановна брала на карандаш во время многочисленных фольклорных экспедиций:  

— То, что пели наши предки, — на века. Важно только вовремя подхватить их «голоса», не оборвать связь поколений. 

В Центре традиционной культуры и народного творчества Городокского района готовят документы, чтобы включить самобытные свадебные песни региона в Список нематериального культурного наследия страны. Среди берущих за душу мелодий обязательно будут и холомерские.
 
Фольклорный коллектив холомерского сельского клуба.
Фото Лилии Резкиной

Тишина в плюсе

Сегодня в Холомерье чуть более 200 жителей. Молодежи немного, но есть и настоящие патриоты родных мест. Например, Вячеслав Крутов, заведующий местным отделением КУСХП имени Свердлова. Более 30 лет прошло, как он перебрался в Холомерье из другого уголка Городокщины. Здесь встретил свою судьбу — красавицу Ольгу:

— С детства хотел работать в сельском хозяйстве. Тут все идет размеренно, как по нотам, а душе спокойно и легко. Есть магазин, больница, лесничество, ферма, чуть ли не через день приезжают частники со своим товаром… 

То, что дома и стены помогают, уверена фельдшер Оксана Миронова. Мимо ее дома нельзя пройти и не задержать взгляд на многочисленных малых архитектурных формах и радуге цветов. Муж хозяйки всей этой красоты Алексей Александрович в сезон трудится в больничной котельной. В летне-осеннюю пору у него другое любимое и притом прибыльное занятие. Ездит в лес за грибами и ягодами, зарабатывая живую копейку. В этом году только лисичек собрал килограммов под 500! Впереди — клюква. Местные леса и болота на диво щедры. Кто хочет остаться в плюсе, считает он, всегда найдет для этого возможности.

Вячеслав Крутов в Холомерье уже более 30 лет и переезжать не планирует.
Фото автора

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Анатолий Авдеев, председатель Вировлянского сельисполкома:

— Холомерье — яркая интересная деревня, которая ведет официальный отсчет еще с XVIII века. А в первой половине XIX столетия эти земли принадлежали помещику Корсакову. В 1846 году, если верить историческим данным, в состав имения входило 13 деревень и более 630 жителей… Деревня сильно пострадала во время Великой Отечественной. В честь 4-й Белорусской партизанской бригады и земляков, погибших во время войны, в 1961-м на братской могиле советских бойцов, где покоится 1551 человек, установили памятник — скульптуру воина. А в 1975-м рядом появилась стела в память о 322 погибших жителях.

Считаю, перспективы у населенного пункта есть. Ставку нужно делать на развитие туризма, не только медицинского, но и «зеленого», экологического. Места здесь живописные — почему бы не использовать их потенциал? 

naumova@sb.by 
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter