Почему турки побеждают в Сирии

Холодный клинок ятагана

Турецкие вооруженные силы и бойцы Сирийской свободной армии (ССА) взяли Африн. Нападавшие не встречали сопротивления: город был отдан почти без боя, зафиксированы лишь небольшие стычки с его защитниками. Почему Африн сдали, несмотря на помощь из Дамаска, и что следует ожидать в ближайшее время? Город уже полностью в руках победителей. Исходя из заявлений турецких официальных лиц, в военно-политические планы Анкары входит расширение боевых действий на юг и на восток с целью полного овладения западной частью Рожавы и передача этой территории, по меткому выражению двух турецких министров, ее «настоящим хозяевам». 

фото REUTERS Khalil Ashaw

Судя по заявлениям, которые делают в ССА, и видео, размещаемых в сети, никаких сомнений относительно судьбы курдского населения в Африне не остается. Так, на одном видео, переданном турецкому частному информагентству, бойцы ССА сначала обстреливали стоявший в центре Африна памятник Каве, легендарному курдскому герою, ставшему символом борьбы за независимость, а затем раскатали его бульдозером. 

В свою очередь, представители курдских сил самообороны утверждают, что избегают прямого столкновения с отрядами турецких войск по причине перехода к партизанской тактике. Курдские органы власти пообещали наносить удары по турецким врагам и их приспешникам при каждом удобном случае. 

Можно сформулировать два вопроса, которые весьма интересны для анализа сирийской ситуации, но ответов на них у экспертов пока нет. Это будут только предположения, поскольку сообщения из Африна не слишком информативны и о многом можно только догадываться. 

Первое. Почему помощь из Дамаска, на которую рассчитывали курды и которая некоторое время назад появилась под Африном, оказалась такой недейственной? Напомним, месяц назад на подмогу осажденному городу шли «проправительственные силы». Кто были эти силы, не сообщалось. Как можно теперь заключить, среди прибывших в Африн, по-видимому, были только ополченцы. Через некоторое время после того, как эти отряды вступили в бой, они были рассеяны турецким артиллерийским огнем. Выходит, прибывшие силы оказались крайне малочисленны и у них не было никакой стратегии обороны анклава. 

Второе. Следует ли ожидать в западной части Сирийского Курдистана партизанской войны? Одно обстоятельство, которое говорит пока в ее пользу, — это заявления самих курдских представителей. Однако на развертывание организованного сопротивления необходимы время и средства. Не в последнюю очередь курдское дело пока проигрывает из-за внешних обстоятельств. В настоящий момент объективно лишь американцы могут оказывать курдам (и в Сирии, и в Ираке) действенную помощь. 

Еще одна деталь: уход курдов из Африна очень напоминает сдачу иракскими курдами Киркука в октябре 2017 года. Нельзя исключать, что и тогда, и теперь курдам могли обещать что-то в обмен на территориальные уступки. 

Невозможно однозначно утверждать, что партизанская война в западной части Сирийского Курдистана будет. И здесь время покажет, наличествует ли в Рожаве один объективный фактор, который от внешних сил зависит слабо. И если оборона Африна партизанскими методами случится, то, значит, в Сирийском Курдистане очень высока степень национальной консолидации. 

С начала операции в Африне, с января этого года, погибли 46 турецких военных и 3622 бойца курдских Отрядов народной самообороны. За взятием западного анклава вполне может последовать операция в восточной части Рожавы. Заявления самых высокопоставленных чиновников Турции свидетельствуют о том, что она готова к вооруженным действиям на иракско-сирийской границе как совместно с центральным правительством в Багдаде, так и без оного. 


shavialiou@bsu.by 
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter