Руслан Турков снимает новый исторический проект "Безымянный батальон" для "Беларусь 1"

Холодная зима 1943-го

Ледяной ветер, снежные пространства продуваются насквозь, по дороге уже в шестой раз прогоняют немецкий танк с солдатами на броне. Под деревьями маскируется артиллерийский расчет. По небу стелется дым. Еще один дубль. И еще. И еще один. На «Линии Сталина» Генеральный продюсерский центр Белтелерадиокомпании снимает новый фильм с рабочим названием «Безымянный батальон».

Две войны — Первая мировая, о которой долгие годы не принято было вспоминать, и Вторая мировая, беспрецедентно жестокая, из которой Советский Союз вышел с победой и чудовищными потерями. Четыре новеллы из разных окопов: солдаты армии Российской империи и армии кайзера Вильгельма II, советский солдат и солдат вермахта.

— Фильм (режиссер — Юрий Добров) выйдет в декабре на телеканале «Беларусь 1», он посвящен 52–му отдельному специализированному поисковому батальону Министерства обороны, который занимается поиском пропавших без вести, раскопками на местах боев, — рассказал руководитель и один из авторов проекта Руслан Турков. — Поисковики восстанавливают зачастую не только имена погибших солдат, но также историческую справедливость. Как следователь изучает улики, так и они, находя предметы и артефакты, могут восстановить картину происшедшего — последний бой, неизвестный бой. С предметов все и начинается. 4 вещи, принадлежащие, по сценарию, солдатам четырех армий, отправляют нас в прошлое. 

Погода словно задалась целью приблизить условия съемок к боевым. Условные фашисты по–пластунски ползут к условным нашим по снегу, впереди поблескивает ледяной водой мелкое болотце. Оператор–постановщик Константин Корниенко с трудом держится на скользкой от мороза броне танка — снимает крупные планы. Операторы вообще люди отчаянные — кидаются едва ли не под гусеницы, хорошо, что у механика–водителя крепкие нервы. Утешает мысль, что в машине нас ждут термосы с чаем и кашей, можно погреться в автобусе или даже попросить у заведующей съемочной группой шинель. Но каково «бойцам» по льду и снегу несколько часов отрабатывать дубль за дублем? И что чувствовали те, кто мерз в окопах реальной войны, шел в настоящий бой?..

Авторы сделали оригинальный ход: к участию в съемках пригласили не актеров массовки, а реконструкторов.

— Проект получился международным. Для работы над фильмом мы привлекли историков и Беларуси, и Германии, в реконструкции участвуют военно–исторические клубы из России и Беларуси. Форму ребята собирают вплоть до пуговки, у них все доподлинно, — не скрывает восхищения Руслан Турков.

И в самом деле! Улучив момент, рассматриваю детали амуниции: все имеет более чем натуральный вид, от шинелей до пряжек на ремнях.

— Снаряжение собираем сами, оно изготавливается по чертежам и техническим условиям того исторического периода, который воссоздаем, — реконструктор и сотрудник «Линии Сталина» Сергей Захаров поглаживает тщательно приклеенные усы. — Была раньше такая шутка: мол, наши реконструкторы настолько бедны, что донашивают оригинальные вещи, но, по счастью, проблемы с экипировкой уходят в прошлое. Потому что любителей «живой истории» много, ну а спрос рождает предложение. Людям нужны качественные копии вещей, чтобы не жаль было их во время полевых сражений или съемок «убивать». У меня есть и советская форма, и немецкая.

К таким вопросам нужно подходить максимально деликатно, чтобы не ранить ничьих чувств, убежден Руслан Турков:

— Мы в каком–то смысле восстанавливаем по вещам историю неизвестного солдата. Для новеллы о немецком солдате Второй мировой мы взяли настоящие письма с фронта: один из участников войны писал матери в Германию. 

Решение раскрыть военную тему по обе стороны окопов достаточно сложное, признается соавтор проекта, молодой сценарист Анна Ваганова:

— Журналисту, сценаристу, да в целом человеку всегда сложно придерживаться нейтралитета. Но все–таки возможно, если чуть–чуть абстрагироваться. Первая и Вторая мировые войны — чудовищные трагедии, и многие события происходили на нашей территории. Я делала акцент на человеческих историях и судьбах, сломанных этими войнами.

Наверное, так и нужно передавать эстафетную палочку памяти: без назидательных речей и громкого пафоса. Довольно того, что сердце сжимается, когда видишь убитых мальчишек, сломанными куклами лежащих на снегу. Съемка? Кадры? Постановка? Какая в общем–то разница! Война — величайшее зло, и сегодня особенно важно об этом помнить.

ovsepyan@sb.by

Советская Белоруссия № 222 (25104). Пятница, 18 ноября 2016
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter