Последствия санкций ощутили меньше, чем другие: как живет сейчас обувная отрасль

Ходовой товар

Сокращение потребления и производства обуви — мировой тренд. Большую роль в этом сыграла, безусловно, пандемия коронавируса. Хотя падение объемов началось еще раньше. Среди причин эксперты называют наводнение мирового рынка дешевой китайской продукцией из искусственных материалов и текстиля, а также уменьшение спроса у потребителей. Эти тенденции не обошли и Беларусь. В 2019 году выпуск обуви уменьшился на 18 процентов, в 2020-м — на 25. Правда, в 2021-м снова отмечен рост — почти на 4 процента. Выпущено за этот год около 7 миллионов пар обуви.


Председатель концерна «Беллегпром» Татьяна Лугина рассказала корреспонденту «Р», как работает обувная отрасль в непростых условиях, столкнулась ли она с последствиями санкций, почему белорусам лучше покупать туфли и ботинки, сделанные в своей стране, и кто из известных людей с удовольствием носит обувь made in Belarus.

Сырье свое, импорт замещается

— Татьяна Алексеевна, отражаются ли на работе оте­чественных обувщиков экономические санкции? Пришлось ли им, как многим производителям, менять вектор сотрудничества?

— Проблема переориентации экспорта коснулась обувных предприятий в меньшей степени по сравнению с другими сферами производства. Ведь основным рынком сбыта для наших предприятий была Российская Федерация. И сейчас она им и остается.

Но в производстве обуви используются химические материалы, компоненты и комплектующие — это клеи, красители, подошвы, каблуки, фурнитура и многое другое. В настоящий момент не все из перечисленного производится в нашей стране. Значительная часть материалов приобретается по импорту. И санкционные ограничения заставили замещать эти позиции. Концерн ведет постоянную и планомерную работу по решению этой задачи. Вспомогательные материалы уже стали поставлять из России, Турции и Китая. Вместе с россиянами плотно взаимодействуем по замещению фурнитуры. Проблема постепенно утратит актуальность.

Главное подспорье белорусских производителей обуви — собственная сырьевая база. А кожевенным сырьем наши предприятия сегодня обеспечены. С 2019 года в Минском производственном кожевенном объединении изготавливаются высококачественные кожевенные товары. Кроме того, объединение расширило выпуск ассортимента натуральных кож для обуви с заданным комплексом потребительских свойств: широкая цветовая гамма, различные виды отделки лицевой поверхности.

— Говорят, что обувь уже делают не люди, а роботы. Это как одна из мер по снижению себестоимости продукции. Для Беларуси роботизированное производство — реальность или перспективы?

— Уже реальность. В настоящее время в компании «Белвест», которая является крупнейшим производителем кожаной обуви среди стран СНГ, реализуется значимый для отрасли инновационный проект по разработке и освоению инновационных технологий в производстве обуви с внедрением роботизированных программно-аппаратных комплексов. В следующем году проект будет полностью реализован. 

Без участия человека на обувном предприятии будут осуществляться операции дефектовки кожтовара, раскроя, шершевания, намазки, наклейки и другие. Это позволит существенно повысить качество раскроя и обработки кож, снизить издержки, обеспечить рост производительности труда. К слову, аналогов подобных роботизированных программно-аппаратных комплексов в мире нет.

Наша обувь прослужит не один год, и в ней нога белоруса чувствует себя наиболее комфортно.

Сила — в натуральности

— В чем, на ваш взгляд, преимущества белорусской обуви перед импортными аналогами?

— Отличительная особенность продукции, выпускаемой обув­ными предприятиями концерна «Беллегпром», — качество и использование натуральных материалов. Изготавливают ее в строгом соответствии с требованиями действующих международных стандартов, материалы проходят лабораторные исследования, в том числе на безопасность. При этом ассортимент белорусских производителей обуви весьма широк — от классических базовых моделей до ярких трендовых решений.

Отечественные обувные производители регулярно получают высокие отзывы и оценки в области качества. Например, «Белвест» — лауреат конкурса «Лучшие товары Республики Беларусь на рынке Российской Федерации», победитель республиканского конкурса «Бренд года», лауреат премии Правительства «За достижения в области качества».

Самые популярные белорусские бренды у покупателей — это Belwest, Marko, Shagovita и другие.

Наши производители ориентированы на широкий круг потребителей с различными вкусовыми предпочтениями, разного возраста и уровня доходов. Есть даже специализированная ортопедическая обувь для малышей. Например, детские сандалии от гродненской обувной фабрики «Неман» стали бесспорным лидером ортопедической обуви для самых маленьких. Их выпускают как в классической линейке, так и из трендовых кож — с актуальными принтами и пленочными покрытиями.


Отличительная особенность продукции, выпускаемой обувными предприятиями концерна «Беллегпром», — качество и использование натуральных материалов.

— А какова актуальная усредненная цена белорусской обувной продукции? 

— В среднем пару взрослой сезонной обуви из натуральной кожи можно приобрести за 150 рублей. Наши производители часто устраивают дни скидок и распродаж, поэтому в рамках маркетинговых акций стоимость пары может быть и гораздо ниже — 100 и даже 50—60 рублей. И это за качественное натуральное изделие, которое прослужит не один год!

Детская обувь весенне-летнего сезона из натуральных материалов обходится покупателю в сумму от 60 до 100 рублей.

Свои кроссовки ближе к телу

— Приходилось слышать о существовании национальных особенностей стопы. Ботинки, в которых будет комфортно себя чувствовать нога итальянца, не подойдут белорусу или китайцу даже при правильно подобранном размере. Так ли это? 

— Да, это действительно так. Стопы представителей различных национальностей заметно отличаются. У итальянцев они более узкие, чем у белорусов. Это связано с тем, что у жителей Италии тоньше кость. А у населения прибалтийских регионов, наоборот, кость стопы более широкая.

При изготовлении лекал и проектировании обувных колодок производитель всегда ориентируется прежде всего на местные антропометрические особенности. Это делается для того, чтобы стопы находились в максимально удобных условиях, потому что при ежедневной носке обуви мышцы, кости, суставы испытывают постоянную нагрузку. Поэтому белорусу найти среди итальянских брендов модель, от которой ноги не будут уставать, сложнее.

Фото  БЕЛТА

Не так давно Витебский государственный технологический университет разработал размерную типологию женских ног (стопа и голень) у различных возрастных групп, проживающих в разных регионах страны. В результате определены основные статистические параметры и размерные признаки, влияние возраста на размеры стопы и голени, а затем на этой основе усовершенствована методика проектирования женской обуви.

— Говорят, лучшая реклама товара — через имя. Кто из известных людей покупает ботинки, туфли белорусских брендов?

— Обувь Belwest и Marko носят руководители органов госуправления нашей страны. Пары Belwest есть у Александра Карелина, солистов «Хора Турецкого», Веры Брежневой и многих других. В настоящее время на Антарктике находится экспедиция наших полярников, и они обуты в свое, отечественное. Модели Marko есть и у известного белорусского певца Александра Солодухи.

Юлия КОРОЛЬКО, сборщик обуви.

kozlovskaya@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter