На ком скажется запрет пешего пересечения границы с ЕС?

Ехать лучше, чем идти

"СБ" уже сообщала, что 1 октября в автодорожных пунктах пропуска на границе с Польшей, Литвой и Латвией временно прекращается пешеходное движение. В Государственном пограничном комитете неожиданные новшества объясняют тем, что на белорусской границе отсутствует необходимая инфраструктура: нет отдельных коридоров, специальных терминалов для оформления документов. Это не обеспечивает нужный уровень безопасности пешеходов, которые вынуждены лавировать между машинами: отдельных очередей для легковушек и людей пока нет.

Но кого прежде всего затронет этот запрет: торговцев и контрабандистов или обычных граждан? Можно ли будет в страну-соседку махнуть на велосипеде, а то еще круче - на роликах, скейте, самокате или, скажем, зимой на лыжах? Чтобы ответить на вопросы, которые волнуют многих читателей "СБ", мы отправились на границу.


Первая остановка - в 20 километрах от Гродно в пункте пропуска "Брузги - Кузница". Именно там 1 января этого года польская сторона открыла первый пеший путь, заранее оборудовав отдельный канал для туристов: огороженная металлическим забором дорожка под прицелом видеокамер. Вдобавок - отдельные сотрудники для оформления документов. Реконструкция погранперехода "под пешеходов" в Кузнице длилась четыре месяца и стоила 180 тысяч евро.
В "Брузгах" такой возможности не было, потому обошлись тем, что уже имели. Но неудобства не помешали этому виду передвижения за границу сразу же стать популярным. Вот только один факт: с 1 января по 23 сентября этот переход в обоих направлениях только пешком пересекли 293 тысячи 700 человек.

Теперь, накануне закрытия пешеходного движения, "ходоков" еще прибавилось. Даже небольшая очередь образовалась. Пристроился к ее хвосту. Разговорились. Гродненчанка Людмила, как призналась, раньше ездила в соседнюю польскую Кузницу на автомобиле:

- Туда рукой подать, а приходилось стоять часами, чтобы проехать. Поэтому стала ходить пешком. Метров 800 пройти - это не дорога. Да и вещи у меня легкие, в руках нести просто. Что будет потом? Ой, не знаю... Как-то не хочется снова толпиться в автомобильных очередях, подстраиваться под поезда или автобусы.

Еще одна моя собеседница - пенсионерка из Гродно Мария Францевна:

- Где-то раз в неделю ходила в Польшу, чтобы купить недорогие вещи. Меня все устраивало. До границы из города доезжаю на маршрутке, это всего 15 тысяч рублей в одну сторону. Пешком туда-обратно через границу. Назад обычно добираюсь попуткой. Там берут всего 10 тысяч.

Я случайно познакомился с одним из таких перевозчиков. Николай, как он представился, сказал, что в Польшу на своем микроавтобусе ездит часто. Прихватить с собой пассажиров считает нормальным делом. Деньги не требует. А кто даст - не отказывается. Но скоро такой приработок станет у него значительно меньше.

Однако Николай не унывает:

- Те, кто в Польшу носил алкоголь и сигареты, теперь пойдут к нам на подсадку. Выложить для них несколько долларов за проезд - не проблема. А вот обычный студент еще подумает, стоит ли раскошеливаться, ведь недавно можно было за границу бесплатно сходить.

***

Какова сегодня ситуация с "ходоками" на белорусско-литовской границе? Из Гродно я за 35 километров отправился на КПП "Привалка". В полдень там очереди вообще не было. К вечеру и особенно в выходные дни людей здесь значительно больше. За чем они идут? Кого-то привлекает магазин беспошлинной торговли, где можно прикупить недорогой алкоголь или элитный парфюм. Молодежь чаще всего направляется в Друскининкай, до которого всего лишь час ходу. Там масса развлечений: аквапарк, круглогодичная горнолыжная трасса под крышей. В этот курортный город ходят и на лечение в местные здравницы.

После капитального ремонта погранпереход "Привалка" значительно преобразился. Обратил внимание, что для пешеходов оборудованы отдельные тротуары в обоих направлениях, которые разделяет металлический сетчатый забор. Установлены дорожные знаки, нанесены на плитке понятные разметки. Вот только потом пеший и транспортный потоки в терминале сливаются. Почему при реконструкции комплекса проектировщики не предусмотрели вероятность столпотворения - отдельный разговор. Мешают ли такие неудобства при оформлении документов?

Водитель многотонной фуры Леонид Гобус из Петрозаводска "Привалку" проезжает часто:

- Около двух десятков лет провожу здесь грузы из Европы в Россию. Теперь, когда погранпереход значительно расширился, ехать - одно удовольствие. Замечаю ли пешеходов? Впервые от вас услышал, что они здесь ходят в Литву. Никаких проблем не испытываю.
К сожалению, на погранпереходе "Привалка" я не увидел велодорожки. А как бы хотелось! Но даже если бы она была, после 1 октября поехать за границу, крутя в свое удовольствие педали, будет тоже невозможно. "Пешеходный" запрет, как ни странно, затронул и байк. Уточнил, что велосипед, согласно правилам дорожного движения, считается транспортным средством и может перевозить грузы и пассажиров. Но на автомобильных переходах на границе для велосипедов, как оказалось, тоже нет необходимых условий. Как-то это не вяжется с тем, что сейчас действует региональный трансграничный проект "Экологический транспорт, объединяющий соседей". От Гродно до Друскининкая через КПП "Привалка" планируется скоро построить специальную велосипедную трассу. Но как пройти потом границу?

Начальник Гродненской региональной таможни Василий Дементей убежден, что все это временные трудности:

- На примере пункта пропуска "Привалка", который наиболее приспособлен к перемещению пешеходов за границу и обратно, мы будем искать варианты решения проблемы. Конечно, без финансовых затрат здесь не обойтись. Как только появятся необходимые средства, пешеходные и велосипедные дорожки будут оборудованы во всех пунктах пропуска.

Компетентно

Александр Тищенко, пресс-секретарь Государственного пограничного комитета:

- Действительно, решение временно прекратить пешеходное движение в автодорожных пунктах пропуска на границе с Латвией, Литвой и Польшей обусловлено отсутствием там необходимой инфраструктуры (отдельных пешеходных коридоров, терминалов таможенного и пограничного оформления). Из-за этого не обеспечивается необходимый уровень безопасности пешеходов, постоянно создаются сложные условия дорожной обстановки. Ведь пункты пропуска изначально проектировались исключительно как автодорожные. Необорудованность точек контроля регулярно провоцирует образование очередей из пешеходов.

В прошлом году был начат эксперимент по совершенствованию инфраструктуры этих пунктов с учетом интересов пешеходного движения. Но его решено прекратить до завершения Государственным таможенным комитетом начатых мероприятий. Как долго продлится запрет на пешеходное движение, зависит от действий таможенного комитета.
Что касается велосипедного движения в этих пунктах пропуска, то как раз сейчас рассматривается этот вопрос. Возможно, движение будет разрешено.

Фото Леонида ЩЕГЛОВА

iosif_popko@mail.ru

Советская Белоруссия №184 (24565). Пятница, 26 сентября 2014.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter