В какую сумму обойдется покупка сезонной обуви для всей семьи

Ходовой товар

На этой неделе пришло бабье лето, а магазины уже во всю готовятся к предстоящим холодам. Ассортимент на любой вкус и кошелек. Но что поразительно: более высокие цены не всегда гарантируют более высокое качество. Почему?

199s1.1zoom.ru

Для золушек дешевле 

Первым делом отправляемся на разведку в фирменный магазин одной из самых популярных марок белорусской обуви. Во всяком случае, за последние пару лет вывески с ее названием появились даже в маленьких городах страны. 

Народу в светлом помещении, пропитанном запахом кожи, тьма. Правда, потенциальные покупатели в основном задумчиво ходят вдоль стройных рядов сапожек и ботинок. С покупками не спешат. Цены на классические женские сапоги без скидки стартуют от 195 рублей, на полусапожки — от 135, на ботинки — от 124 рублей. Но есть модели и по 200—250. Самая дорогая пара — 324 рубля. Добротная кожа, натуральный мех, плотная подошва с небольшим устойчивым каблучком. 

Мужская обувь дешевле: в гладкой коже в среднем — 210 рублей, в велюровом исполнении — 180. Если брать модели с овечьей шерстью внутри, то выйдет примерно на 25 рублей дороже. 

На детскую ногу всего с десяток вариантов. Мальчиковые ботинки из нубука стоят 130—150 рублей. Девочкам сапожки предлагают по 110 и выше. Однако бренд и не позиционирует себя как детский. 

Дальше идем в старый добрый обув­ной недалеко от железнодорожного вокзала. Кажется, здесь еще моя бабуля покупала себе туфли в молодости. Красные и белые пары на выход, как и раньше, стоят за стеклом. Сегодня мы пришли не за ними. 

— Зимнюю обувь народ начал спрашивать еще в конце сентября, когда первые морозы ударили. Выбрать есть из чего, — рассказывает консультант, завлекая к полкам с сапогами и ботинками. — Самый ходовой товар — от витебских фабрик. Производят они много, и модельный ряд у них большой. Цены зависят от обработки кожи: хотите относить не один сезон — придется заплатить 200 рублей, экономвариант можно найти и за 100. Вторые по популярности — частные предприятия Могилевщины. Не так давно, например, в Бобруйске открылся небольшой цех. Их кожаные ботинки берут охотно. Есть кое-что от минских и гродненских производителей. 

Продавец замечает, что хоть и принято считать всю белорусскую обувь одинаково хорошей, отличия есть. Одни шьют на узкую ногу, другие на широкую. Где-то кожа мягче, а где-то слишком жесткая подошва. У всех разная ценовая политика. Так, у одного из столичных обувных предприятий стоимость ботинок зависит от размера. Если повезло родиться золушкой и носить 36–37, то стильная пара из качественной гладкой кожи на полушерстяном меху достанется всего за 107 рублей. Обладательницам ножки побольше придется выложить 123 рубля. 

Следующий магазин — частного белорусского предприятия, которое имеет производства в Азии. Да, мы тоже начали осваивать эту мировую практику. Увы, здесь большим выбором товаров из натуральной кожи похвастаться не могут. Классическая модель женских высоких сапог всего одна — 229 рублей. Есть интересные ботинки — от 129 до 199 рублей. Мужская зимняя коллекция показалась даже чуть разнообразнее, средняя цена за пару — около 150 рублей. А в целом полки ломятся от сезонных трендов из кожзама и текстиля — ботфорты, кроссовки с искусственным мехом, грубые ботинки на шнуровке. Молодежи нравится, берут охотно, не особо вчитываясь в информацию на коробках. Главное — цена в районе 100 рублей за пару. 

Заглянула и на рынок. Предсказуемо, что кожаной обувью там и не пахнет. Нос щекочут едкие запахи пластика, резины и клея. Красивые и даже удобные при примерке сапоги поражают ценой: 80, 100, 150 рублей. «Да, кожзам, но качественный. Я себе такие брала прошлой зимой. Относила от звонка до звонка», — завлекает стандартной фразой продавщица, увидев в моих глазах интерес к ее товару.


Имидж важнее прибыли

— Качественная кожаная обувь априори не может быть дешевой. Почему-то никого не смущают высокие цены на итальянские сапоги, при этом все хотят покупать белорусскую обувь за копейки, — говорит Владимир Шибеко, начальник управления координации развития кожевенно-обувной отрасли концерна «Беллегпром»

Сегодня в Беларуси работает около 70 предприятий по производству обу­ви. 13 из них входят в «Беллегпром» (в том числе гиганты «Белвест» и «Марко»). При этом доля продукции предприятий, входящих в концерн, от общего объема — 80%. 

— Среднегодовой экспорт Беларуси всех видов обуви составляет около 5 млн пар на сумму около 120 млн долларов. Для внутреннего рынка мы производим чуть больше (примерно на 5%). В основном нашу обувь везут в Россию (95% экспорта), остальное идет в Латвию, Литву, Казахстан, Молдову, Монголию и другие страны. А вот что касается импорта, то к нам в страну каждый год попадает 10—11 млн пар обуви на общую сумму 150 млн долларов. Причем это чаще дешевый товар с верхом из текстильных материалов, обувь из резины, пластмассы. В 2018-м лидерами по ввозу обуви стали Китай (76 %), Россия (9%) и Турция (7%), — продолжает собеседник. 

Кстати, на рынке была удивлена — редкие продавцы предоставляли стандартную гарантию на 30 дней. Поэтому их товар и выходил значительно дешевле. 

Конкуренция на обувном рынке страны довольно высокая. Когда стоит выбор, взять две дешевые пары на сезон или одну дорогую на два сезона, чаще выбираем первый вариант. Увы, мы до сих пор не отошли от «дефицитного» образа мысли. 

— Наши предприятия ориентированы на производство обуви из натуральных материалов. Есть неплохая кожевенная база: Бобруйский кожевенный завод, Гродненское и Минское производственные кожевенные объединения. И хотя закупаем кожу и в России, постепенно стараемся отказываться от нее, заменяя на более качественную белорусского производства, — рассказывает Владимир Шибеко. — В последние годы в «Беллегпроме» идут серьезные изменения: экспериментируем с новыми видами продукции, пытаемся оптимизировать работу отдельных компаний, осваиваем интернет-торговлю, внедряем новую технику и технологии. Например, на «Белвесте» сейчас идет роботизация: там даже раскройку выполняют машины. 

Эксперт отмечает, что основная проблема отечественных предприятий обувной отрасли — недостаточное количество собственных оборотных средств. Кроме того, до сих пор актуален вопрос платежной дисциплины за реализованную торговлей продукцию. Если у магазина есть долг перед предприятием, то, пока его не погасят, ассортимент поставляемой продукции не будет разнообразным. Небольшим частным структурам проще: три станка, давальческая схема работы — и можно формировать чуть более привлекательный ценовой диапазон. 

— Крупные фабрики, как у нас в концерне, имеют большую нагрузку — ощутимый подоходный и земельный налоги, содержание большого имущественного комплекса. 

Однако открытым остается вопрос: почему мы нашей качественной обу­ви нередко предпочитаем дешевые зарубежные аналоги? При этом за границей за белорусскими сапожками выстраиваются очереди. 

— Молочка, текстиль и обувь — то, что мы, несмотря на все трудности в 1990-х, смогли сохранить в соответствии со строгими ГОСТами. Не пошли по пути быстрых денег, а сконцентрировались на качестве, — говорит Владимир Шибеко. — За рубежом покупателям есть с чем сравнивать. И когда они берут белорусское, то точно знают, что не отдадут большие деньги за липовый товар. 

kurak@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter