Сельская газета

Ход кроликом

В ОАО «Торгуны» хорошо зарабатывают на разведении кроликов

Первые результаты убеждают: не прогадал директор докшицких «Торгунов», сделав ставку на прибыльный бизнес

Директор ОАО «Торгуны» Анатолий БОЛЬШУНОВ
АНАТОЛИЙ Большунов до прихода в ОАО «Торгуны», что в Докшицком районе, без малого пять лет отработал в ОАО «Бегомльское», где начинал буквально с нуля. Несмотря на ворох проблем, и технику смогли приобрести, и работу выстроили так, что надои от коровы поднялись до 4700 килограммов — тогда это был один из лучших показателей в районе. Два года назад предложили перейти в ОАО «Торгуны», которому потребовалась срочная реанимация.

В СВОЕ время к этому хозяйству присоединили целых шесть колхозов. Понятно, далеко не первые и не самые лучшие, если не сказать больше. Поэтому все резервы и финансы из «Торгунов» уходили на то, чтобы поднять производство на присоединенных землях. Некогда завидное хозяйство незаметно для всех скатилось до уровня ниже среднего. Это падение и нужно было остановить Большунову. И как ни удивительно, это получилось. 

Следует, конечно, понимать, что речь пойдет не о сверхдостижениях: от коровы в «Торгунах» доят немногим более трех тысяч килограммов. В принципе, могло быть и лучше. Правда, есть одно «но». О нем из скромности Анатолий Николаевич промолчал, а вот главный экономист Лилия Апанасевич не сдержалась и заметила: за последний год производство молока увеличили на 700 тонн. Минусовую рентабельность удалось вывести на 13 процентов плюса, сортом «экстра» идет не менее 85 процентов, хотя год назад было только тридцать. А это, сами понимаете, деньги. К примеру, сейчас ежедневная выручка за молоко превышает 10 000 рублей – почти на тысячу больше с тех пор, как вырос объем «экстры». 

Забота о кроличьем поголовье легла на плечи Валерия БЫЧКОВСКОГО и Светланы МАЕВСКОЙ

Хозяйство Анатолию Большунову досталось большое: 19 тысяч гектаров сельхозугодий, из них 10 тысяч – пашни. Деньги нужны в большом количестве не только, чтобы производство молока увеличивать, но и урожайность – в этом году средняя по хозяйству всего 27 центнеров с гектара. Да и техника в последний раз обновлялась лет 10—12 назад. Приходится покрутиться, чтобы обеспечить 450 человек и работой, и зарплатой. Оплатить «коммуналку», закупить семена, топливо, удобрения, гербициды, фунгициды. Поэтому вошли в режим жесткой экономии и для начала урезали расходы на обеды работникам. Размер порций остался прежним, кормят, как обычно, разница лишь в том, что раньше на питание уходило 14 тысяч рублей, теперь – всего четыре тысячи в месяц. 

— Десять тысяч — большие деньги, учитывая, что ежемесячная выручка хозяйства всего 350 тысяч, — объясняет Анатолий Большунов. — Раньше обеды готовило райпо, поэтому такая сумма и набегала. Теперь нашлось и помещение, и повара не хуже общепитовских, готовим сами и с весьма очевидной выгодой. 

КОГДА земледелие рискованное, когда то сушит, то заливает, как Витебщину последние годы, очень желательно иметь козырь в рукаве — производство, которое давало бы прибыль с минимальными затратами ресурсов. Мясное скотоводство – ждать долго, свиноводство – слишком накладно.

После анализа ситуации на рынке, возможных рисков и объемов затрат ответ пришел сам собой. Так в деревне Тумиловичи и появился закрытый объект, куда посторонним вход воспрещен. Лишняя суматоха и суета могут навредить кроликам, которые слишком подвержены различного рода стрессам; люди, сами того не подозревая, могут быть разносчиками различных болезней и инфекций, способных на раз-два уложить все поголовье.

Понятное дело, это не панацея, но когда денег особо нет, выбирать не приходится. Кролиководство не требует огромных капиталовложений, но при этом рентабельность отрасли достаточно высокая – может доходить до ста процентов. Экономика вопроса такова. На каждого кролика, чтобы он набрал примерно пять кило, нужно около 15 килограммов комбикорма и 10 – сена. Весной и летом лучше, чтобы это были зеленые и грубые корма, зимой и осенью – силосованные, сочные, с добавлением витаминно-минеральных комплексов. В перечне основных затрат — вакцинация (первую делают сразу после рождения, а потом каждые полгода), комбикорма и, естественно, покупка племенного поголовья. Расходы на обустройство фермы свели к минимуму: клетки соорудили собственными силами, а вот здание было – оставалось лишь довести до ума бывший банно-прачечный комбинат.

— Предварительные подсчеты вывели нас на рентабельность в 7—10 процентов по итогам первого года, — поясняет Анатолий Николаевич. – Когда окупятся вложенные средства, в том числе и покупка маточного поголовья, показатель будет гораздо выше. Сейчас поголовье выросло до тысячи, пробная партия ценой в шесть рублей за кило без НДС уехала на Оршанский мясоконсервный комбинат. Наиболее подходящий возраст для реализации – пять месяцев. Их достаточно, чтобы при надлежащем уходе животное набрало оптимальную массу пять-шесть килограммов. Дальше держать можно, вкус мяса не изменится, но зачем — себестоимость потяжелеет, а сам кролик выше своего веса не прыгнет. 

С первой продажи выручили свыше четырех тысяч рублей. Самое приятное: реальная рентабельность совпала с ожидаемой. Десять процентов немного, но для начала результат уже хорош. 

Казалось бы, преимущества кролиководства неоспоримы: мясо диетическое, низкокалорийное, с высоким содержанием белка — быстро растущее поголовье дает быстрые деньги при минимальных затратах. Но и опасения немалые: чуть недосмотрел, все поголовье можно потерять. Но, по мнению Анатолия Большунова, если все делать по уму, надо изрядно постараться, чтобы прогореть:

— Многие почему-то забывают о прививках, без которых никуда. Условия содержания часто оставляют желать лучшего, а ведь кролики не приемлют сырость и грязь. А где она, там мухи, комары, мыши, крысы – а это главные разносчики различных инфекций и болезней. Необходимо обеспечить приток свежего воздуха, так как аммиак губителен для животных. Но и сквозняков не должно быть, иначе простудные заболевания тут как тут.

Год назад Анатолий Большунов поставил перед собой цель – нарастить поголовье до тысячи — и сделал это. Следующая веха – пять тысяч кроликов за пару лет. И собственный убойный цех, чтобы крольчатину не только поставлять на мясоперерабатывающие предприятия, но и продавать работникам хозяйства, а также через розничную сеть. Выходит, не прогадал директор, сделав ставку на прибыльный бизнес. 

КАК сообщила начальник сырьевого отдела Оршанского мясоконсервного комбината Галина Мансурова, с августа по ноябрь самый сезон для кроликов, поэтому на предприятии не испытывают проблем из-за нехватки деликатесного сырья, которое используют для приготовления детских консервов. МКК перерабатывает 48 тонн крольчатины ежегодно. Может и больше, но сырья пока маловато. В межсезонье поставки идут на спад: в холодное время года многие фермеры уменьшают поголовье, так как для содержания животных требуются теплые помещения, да и приплод меньше.

Чтобы обеспечить себя сырьем, специалисты предприятия ищут потенциальных поставщиков через интернет и работают только с белорусскими производителями – сельхозорганизациями, фермерами, населением. Больший процент поставок приходится на Могилевскую, Минскую, Витебскую и Гродненскую области. Ограничений нет. Единственные требования: возраст животных не старше пяти месяцев, вес — от трех килограммов. 

syritskaya@sb.by

Фото автора

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Версия для печати
Заполните форму или Авторизуйтесь
 
*
 
 
 
*
 
Написать сообщение …Загрузить файлы?