Сегодня выберут нового главу ФИДЕ. Как это может повлиять на белорусские шахматы?

Ход королем

Мне очень нравится один анекдот. На уроке русского языка учитель диктует фразу: «В пруду ловили карпов...» Повисает короткая пауза, во время которой один из учеников вдруг с места добавляет: «...и Каспаров!»

История веселая, я невероятно хохочу, но хороша она еще и тем, что позволяет ощутить реальную популярность двух шахматных титанов, а также понять, как основательно и прочно эта игра входила, входит и будет входить в нашу повседневность. Потому что мы все начинаем свое существование робко, идем едва–едва, а потом уже увереннее и со знанием дела ходим на «e4». Ошибаемся в дебютах, пыхтим в миттельшпилях, попадаем в паты и спасаемся от шаха, знаем, как ходит конь, и сами пашем, как лошади, ищем свою королеву, не хотим быть пешками в чужой игре, ненавидим цугцванги, а уж мат — это вообще близкое каждому, родное. Иными словами, наша жизнь и есть шахматная игра.


В Батуми между тем, где вот уже неделю кипят страсти шахматной Олимпиады, сегодня исторический день: будет назван новый глава Международной шахматной федерации (ФИДЕ). С 1982 года и до сих дней лишь два человека управляли шахматным миром: до 1995 года — колоритный филиппинец Флоренсио Кампоманес, а с 1995–го эксцентричный и неординарный Кирсан Илюмжинов. Быть на шахматном троне дело непростое и хлопотное, все последние десятилетия вокруг ФИДЕ, то утихая, то разрастаясь вновь, бушует пламя скандалов, интриг и расследований.

Первый по–настоящему серьезный и громкий случился в 1992–м. Весь шахматный мир тогда отчетливо услышал запах гари. Это каламбур, ведь воду в шахматном пруду стал мутить именно Гарри Каспаров. Вместе с Найджелом Шортом (англичанин, кстати, сейчас один из трех главных претендентов на титул короля) в один прекрасный день они решили, что «в зоопарке тиграм недокладывают мяса». В желании существенно поднять гонорары свой поединок за чемпионский титул парни решили проводить под покровительством новой организации — Профессиональной шахматной ассоциации. Надо заметить, это была крайне авантюрная попытка поставить мат такой опытной и мощной организации, как ФИДЕ, и, надо полагать, Шорт здесь попал под влияние горячего и бескомпромиссного Каспарова, просто пойдя у него на поводу. Как бы то ни было, а двух товарищей–бузотеров ФИДЕ в ответ попросту исключила из своих официальных рейтинг–листов. Иначе говоря, вычеркнула из жизни. А за званием чемпиона ФИДЕ сразились Карпов и Ян Тимман, которых Шорт победил в полуфинале и финале отборочного турнира. Карпов в итоге выиграл. Каспаров тоже. Стало в шахматах два короля, но один из них был самозванцем. Причем кто именно — совершенно непонятно, ведь каждый указывал пальцем на другого.

Потом еще долго шло брыкание и попытка объединить титулы. Основная нагрузка в этом плане выпала как раз на долю Кирсана Илюмжинова (Кампоманеса в борьбе за переизбрание на пост президента ФИДЕ в 1995–м «прокатили», посчитав филиппинца коррумпированным), и президент Калмыкии на тот момент со своей задачей, надо сказать, справился. В 2006 году объединительный матч состоялся! Его сыграли Владимир Крамник (он обыграл Каспарова, окончательно сбросив прежнего короля с шахматной доски и отправив его на политическое поле) и Веселин Топалов. Крамник оказался сильнее, а матч запомнился, помимо прочего, еще и знаменитым «туалетным скандалом»: команда Топалова обвинила нового чемпиона в очень частых и длительных посещениях туалета. Деталь пикантная, но это было единственное место, в котором не велось видеонаблюдение! Намек ясен: там Крамник мог получать подсказки. Но доказательств никто не представил. Потом чемпионом стал Вишванатан Ананд, сейчас, как вы, надеюсь, знаете, — норвежец Магнус Карлсен, которому уже совсем скоро предстоит защищать титул в поединке против американца Фабио Каруаны. Таким образом, Илюмжинову удалось навести в ФИДЕ порядок и расставить все фигуры по своим местам. Однако сам король не заметил, как ему поставили сперва шах, а потом и мат. И без политики тут не обошлось.

Председатель Белорусской федерации шахмат Анастасия Сорокина (справа) с Майей Чебурданидзе. Знаменитая чемпионка из Грузии поддерживает олимпийскую заявку Беларуси.

В конце 2015 года минфин США включил Илюмжинова в санкционный список «за материальную помощь и действия в интересах правительства и Центробанка Сирии». Какое отношение это имеет к шахматам? Никакого. Однако факт в том, что из–за этих санкций ФИДЕ понесла внушительные финансовые потери. И позиции Илюмжинова, и до того имевшего крайне много недоброжелателей, заметно пошатнулись. В октябре прошлого года исполнительный комитет ФИДЕ совершил–таки «бархатную революцию», единогласно и вполне легитимно утвердив передачу полномочий главы организации Георгиосу Макропулосу — заместителю Илюмжинова. А затем комиссия по этике ловко провела в жизнь еще одно решение: отстранила Илюмжинова от занимаемой должности с запретом выдвигать в дальнейшем свою кандидатуру на новых выборах. За такое решение проголосовали 37 членов исполкома, против — 20. «Это не требование, это своего рода запрос, Кирсан может выдвигаться на выборы, если пожелает. Мы не в силах запретить, но это наша позиция, — сказал Макропулос. — Я не говорю о том, чтобы Кирсан ушел, нет. Но я прошу его сделать паузу и не идти на ближайшие выборы. К тому же Кирсан слишком много упоминает в своих речах Россию и Президента Путина. Это не идет на пользу ни ФИДЕ, ни России», — добавил Макропулос.

Как сказал бы Остап Бендер: шахматный мир в беспокойстве! В преддверии выборов нового главы ФИДЕ страсти оказались накалены. Первый претендент — самый мирный: знаменитый гроссмейстер Найджел Шорт, про которого мы уже упоминали. По данным всех экзитполов, именно он является наиболее популярным кандидатом среди представителей «шахматного мира». Однако явным фаворитом гонки считался не он, а тот самый Георгиос Макропулос. Грек был шахматистом в молодости, но до нормы гроссмейстера не дотянул, оставшись международным мастером. А вот карьеру чиновника сделал блестящую: с 1982 года является президентом федерации Греции, с 1986–го — вице–президентом ФИДЕ. К слову, в апреле нынешнего года он был в Минске, когда здесь проходил Президентский совет ФИДЕ. И именно ему министр спорта Сергей Ковальчук вручал нашу заявку на проведение в Беларуси шахматной Олимпиады–2022. Грек ее поддержал.

Но спокойную жизнь Макропулосу испортил третий кандидат — Аркадий Дворкович, недавний зампред российского правительства. Его отец — автор системы расчета индивидуальных коэффициентов шахматистов, которая используется по сей день, знаменитый арбитр. Шансы Дворковича поначалу рассматривались как не слишком высокие, но в Батуми Аркадий Владимирович развил такую бурную агитационную деятельность, сумев найти подход едва ли не к каждой сборной и их капитанам, что теперь назвать фаворита в гонке претендентов не берется никто. А шансы Дворковича еще более возросли после того, как Найджел Шорт совершенно неожиданно для всех выказал россиянину свою поддержку и симпатию, опубликовав с россиянином совместное фото и заявив, что их взгляды на то, как должна дальше развиваться международная шахматная федерация, в целом совпадают. На вопрос, означает ли это, что свои голоса англичанин передаст русскому кандидату, Шорт не ответил. Зато красноречиво ответил на другой. «Чем в первую очередь привлек вас Аркадий Дворкович?» — поинтересовались у Шорта. «Тем, что он не Макропулос», — ответил тот. Любопытный штрих всей этой ситуации придал тонкий политический момент: Шорт выступил за Дворковича в период крайнего обострения российско–британских отношений и буквально на следующий день после известного заявления британской полиции по «делу Скрипалей». А с учетом того, как и за что убрали с поста Илюмжинова, борьба за место президента ФИДЕ и вовсе выглядит крайне занимательным противостоянием двух невидимых игроков за большой политической шахматной доской.

На днях Макропулос предпринял главное и решительное наступление: подал жалобу на своего соперника и потребовал, чтобы Дворковичу запретили заниматься шахматной деятельностью в течение восьми лет. Жалобу отклонили. Так что теперь все решит голосование. Кто в итоге возглавит ФИДЕ? В кулуарах шахматной Олимпиады в Батуми единого мнения на сей счет не имеется. Макропулос заметно нервничает. Дворкович, наоборот, ведет себя очень уверенно. Но приятно, что оба кандидата в качестве страны–хозяйки Олимпиады–2022 поддерживают Минск. На повестку дня исполкома ФИДЕ этот вопрос будет поставлен в четверг или в пятницу. Что ни говорите, а весьма занимательная партия развернулась нынче в Батуми.

КСТАТИ

Тем временем шахматная Олимпиада набрала обороты. В 7–м туре мужская сборная Беларуси встречалась с одним из главных претендентов на награды — командой Армении. Ее лидер Левон Ароян, к слову, имеет белорусские корни — отец Левона родился и почти 30 лет прожил в Витебской области. Партия Арояна и нашего Владислава Ковалева завершилась вничью. Миром со своими оппонентами разошелся и опытнейший Алексей Александров. А вот Сергей Жигалко и Алексей Федоров свои поединки проиграли. Таким образом, Армения взяла верх со счетом — 3:1. Пока на Олимпиаде лидируют сборные Азербайджана, Польши и США, набравшие по 13 очков. Сборная Беларуси расположилась на 23–й позиции (из 123 участников), имея в активе 10 баллов. Вчера наши парни играли с россиянами.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter