Ход башмаком

Как ликвидировать «серые» схемы ввоза обуви
Как ликвидировать «серые» схемы ввоза обуви

В последние дни в некоторых газетах практически одновременно появилось несколько статей, объединенных одной темой: мол, «Беллегпром» намерен провести эксперимент, в результате которого белорусы могут остаться без импортной обуви. Что за глупости? На мой взгляд, цель этих публикаций, якобы защищающих интересы потребителя и его безусловное право свободного выбора товара, совершенно иная: не допустить вмешательства государства в сферу, которая давно и стабильно приносит немалые доходы достаточно узкому кругу лиц. Безраздельно царят здесь массовые потоки «серой» китайской обуви, снабженные поддельными сертификатами, и повсеместный обман покупателей.

Для того чтобы так обеспечивать рынок обувью, не надо строить производственные здания, покупать новое оборудование, заниматься разработкой конкурентоспособной продукции. Словом, не требуется ничего, что составляет основу современного производства. Потому что все это уже есть, только в другой стране. Достаточно иметь относительно небольшую сумму денег, чтобы купить в России, привезти и в несколько раз дороже продать китайские ботинки. А потом с презрением смотреть на продукцию белорусских производителей, рассуждая о «неграмотном менеджменте обувных предприятий и их ориентации на социально–экономические показатели, а не на успешные продажи».

По данным статистики, за первую половину 2005 года в Беларусь официально ввезено 2.053.000 пар обуви на сумму 34,8 миллиона долларов. Нетрудно подсчитать, что средняя задекларированная цена — 13 евро за пару, или около 36,5 тысячи рублей. Официальная ставка таможенной пошлины на импортные башмаки в прошлом году — 30 процентов плюс 2 евро (сейчас снижена до 15 процентов). Итого набегает еще 16 тысяч рублей дополнительных расходов. И выходит, что средняя себестоимость заморского ботинка — около 52,5 тысячи рублей. Но что мы видим на прилавках? Цены на модельные туфли колеблются от 110 до 146 тысяч рублей, пара женских сапог — 200 тысяч рублей и выше. Одним словом, отрасль дает такие колоссальные доходы, которых нет даже в нефтяной промышленности.

Впрочем, считать деньги в чужих карманах — пустое дело. Более того, никто и никогда всерьез не обсуждал вопрос о том, чтобы запретить ввоз импортной обуви. Это невозможно хотя бы потому, что диспропорция между объемом выпуска и реальной потребностью населения огромна: один к четырем. Отечественное обувное производство последние 10 лет неуклонно сокращается. В действительности речь идет о необходимости сделать этот бизнес более прозрачным, вывести его из теневого оборота. Именно поэтому руководство концерна «Беллегпром» предлагает проводить проверку подлинности сертификатов на ввозимую в страну обувь и наличия положенных по законодательству сопроводительных документов.

В любом обществе всегда есть несколько стратегических сфер деятельности (жилье, продовольствие, одежда, обувь), которые государство не может отдать на волю стихии, поскольку на это население тратит значительную долю своих доходов. Это очевидно. Однако вопрос прекращения теневых поставок обуви чрезвычайно важен не только с точки зрения наполнения бюджета или выравнивания условий хозяйствования предприятий легкой промышленности и индивидуальных предпринимателей. На карту поставлена проблема технологического обновления отечественной промышленности. «Отсутствие финансовых средств не только не позволяет производить обновление основных фондов, изношенность которых превысила 80 процентов, но и купить высококачественное сырье для выпуска конкурентной продукции. В плохой выделке кожи, неудобных колодках, устаревшем дизайне и ограниченном модельном ряде отечественной обуви кроется причина того, что из четырех купленных пар три приходятся на импортную, — говорит председатель концерна «Беллегпром» Эдуард Нарышкин. — Покупатель выбирает российские и китайские башмаки, которые, возможно, развалятся через сезон, но зато модные и дешевые».

Все это так. Если прежде легкая промышленность приносила 8 — 12 процентов поступлений в бюджет, то теперь около 1 процента. Тенденция неутешительная. Если она сохранится, то чем будет богатеть государство? Доходами от продажи сырья, транзита и таможенных сборов? Но хорошо ли это?

Для преодоления кризиса легкой промышленности нужны деньги. Если учесть, что нет зарубежных инвестиций, бюджетных ассигнований на обновление оборудования и технологий, то получается, что лишь внутренний и внешний потребительский рынок является фактически единственным источником финансирования технического переоснащения отрасли. Но чем меньше в стране покупается местных товаров, тем беднее становятся отечественные предприятия.

За 11 месяцев 2005 года население страны потратило больше 28 триллионов рублей на оплату товаров и услуг — это около 13 миллиардов долларов, из них 30 процентов — 4 миллиарда «зеленых» — ушло на непродовольственные товары. При значительном насыщении рынка импортом нетрудно подсчитать, какие огромные деньги ежегодно убегают из страны и поддерживают экономику соседних государств. Альтернативы нет: этот денежный поток необходимо развернуть и максимально использовать для обновления ассортимента, повышения качества товаров массового спроса. Ведь именно благодаря финансовой подпитке с мировых потребительских рынков поднималась практически с нуля легкая промышленность Китая. А все начиналось с низкой экспортной цены и «серых челночных» схем продвижения товара.

Не пора ли наконец не на словах, а на деле свести к минимуму беспошлинные поставки импорта? Выиграют от этого не только отечественные производители, покупатели тоже. Недавно на одном из столичных рынков стал свидетелем такой сцены: женщина пыталась вернуть продавцу купленные детские кроссовки, которые развалились через несколько дней. «Вы что, хотели за 20 тысяч купить качественную обувь»? — ответил ей торговец. Странная логика. Ведь покупатель, выбрав понравившуюся ему вещь, меньше всего хочет быть чьим–то благотворителем. За нее он расплачивается реальными деньгами, а не фантиками, и рассчитывает взамен получить товар, пусть недорогой, но добротный!

А импортная обувь, поверьте мне, никуда не исчезнет с наших прилавков. Но, согласитесь, когда рынок страны на две трети обеспечивается за счет поставок товара по «серым» схемам, ни в одном уважающем себя государстве это не может считаться нормальным.

Александр ЦЫБУЛЬСКИЙ, кандидат экономических наук.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter