Хочу ребенка. На лето

Письмо с комментарием
«Прочитала в «СБ», что на время каникул можно взять в семью воспитанника детского дома или интерната. С какого возраста человек получает право приютить, пусть даже временно, сироту? Обязательно ли надо состоять в браке? Находиться в это время в отпуске? Имеют ли значение жилплощадь и заработная плата?

Я — единственная дочь, чего всегда очень стеснялась. В детстве просила братишку или сестренку. Повзрослев, умоляла маму удочерить девочку–сироту. Но все тщетно. Мне плохо от одиночества, некому отдавать свою любовь! Нет даже двоюродных братьев и сестер. Когда вижу детей, почти всегда плачу. Мама тогда сердится и говорит, я должна гордиться, что одна.

Слышала, что полностью отвечать за себя и нести ответственность за другого человека можно только после 21 года. Но ведь совершеннолетие наступает в 18 лет. Есть ли у меня шансы приютить на время каникул (и только ли летних?) ребенка? Мне 18 лет, имею постоянное место работы, собираюсь поступать на заочное обучение в институт. Заработная плата — пока 80 тысяч рублей, но скоро переводят на ставку около 160 тысяч. Живу с мамой в однокомнатной квартире площадью 15,8 квадратного метра. Мама работает, ей 50 лет.

Очень хочу помочь хотя бы одному малышу. Мое желание имеет самые искренние, чистые и благородные мотивы.

Мила, Брестская область».


Трогательное и немного наивное письмо из небольшого городка на Брестчине. Думается, девушке обязательно надо найти применение своему стремлению помочь ближнему... Возможно, в том окажется ее призвание. При этом, конечно, надо помнить — воспитанник детского дома — не игрушка. И это главное, что должна осознавать и Мила, и всякий, кто решился на подобного рода благородный поступок.

Письмо все же заставило меня задуматься. Нет ли в Милином письме, точнее, в самом факте его существования некоей толики инфантилизма? Ведь самостоятельной девушке как минимум с законченным средним образованием не так уж трудно догадаться: начинать надо с местных органов власти — там все расскажут и объяснят. Тем более что живет она в райцентре — далеко ходить не требуется.

Далее Мила пишет: зарплата — 80.000 рублей, скоро будет — 160.000. На такие деньги ей–то и самой прожить без маминой помощи вряд ли удалось бы. Да, ребенку из детского дома или интерната выдадут материальное содержание — деньгами ли, продуктами. Но с юным гостем, полагаю, надо сходить в парк, на какое–нибудь развлекательное представление, возможно, купить книжку — каникулы ведь. Все это — дополнительные расходы. Мила пишет: мама работает и получает зарплату. Мама же, судя по письму, как раз может оказаться и не в восторге от дочкиной инициативы. Квартира — однокомнатная, маленькая, здесь и вдвоем непросто разместиться.

Безусловно, душевный порыв Милы похвален и хотя бы в общих чертах мы, проконсультировавшись со специалистами, на некоторые ее вопросы ответим. Но на главный из них должна дать честный и конкретный ответ она сама, как, впрочем, всякий, кто собирается приютить сироту: будет ли ребенку в вашем доме действительно хорошо? Подумайте без лишних эмоций, что вы можете предложить? Может быть, ничего, кроме «отсидки» в запертой квартире на пятом этаже, пока сами находитесь на работе, в то время как остальные детдомовские или интернатские дети отправятся на отдых в загородный лагерь?

Вообще, приглашение на каникулы детей, лишенных родительской опеки, в семьи — акция по–настоящему достойная и актуальная, потому получившая довольно широкое распространение. Начало почину положили лет 10 назад. И сегодня уже есть случаи, когда педагогические коллективы некоторых интернатов во время каникул могут позволить себе полным составом уйти в отпуск, потому что всех (!) детей разбирают по семьям.

Человек, желающий пригласить в семью «отдыхающего» из детдома или школы–интерната, сначала обращается с соответствующей просьбой в районный отдел образования. Его сотрудник ознакомится с условиями воспитания и содержания, в которых окажется подопечный, на основании чего выдаст заключение, можно ли доверить ребенка. Интересует инспектора все: жилищные условия, зарплата, наличие дачи или загородного домика, насколько благополучны собственные дети соискателя. Согласие на пребывание ребенка в семье подписывают оба супруга, если они есть. На основании такого положительного заключения директор детского учреждения может отпустить воспитанника на побывку. Именно может. И при обязательном условии, что ребенок сам не против. Педагоги интерната или детдома непременно контролируют его пребывание в семье, следят, как там он себя чувствует. А после возвращения обязательно спросят: доволен ли? Таким образом, каких–то конкретных нормативов по зарплате, жилплощади или семейному положению не прописано. Тем не менее существует жесткое условие: неукоснительное соблюдение интересов и так обойденных судьбой детей.

Что же касается Милиного случая, свой вердикт вынесут профессиональные педагоги и социальные работники, они же подскажут, где искать нуждающихся в поддержке ребят. Но, может быть, для начала Милу, да и других, желающих помочь сиротам, устроил бы менее радикальный вариант? Попробуйте предложить ближайшему к вам интернату или детскому дому помощь на правах волонтеров. Думается, от лишней пары заботливых рук там не откажутся. Посмотрите, как у вас сложится общение с чужими и непростыми детьми. При этом ни на минуту не забывайте, что «мы в ответе за тех, кого приручили».

Галина УЛИТЕНОК, «СБ».
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter