Школьные учебники – слишком сложны для понимания, поэтому готовиться к ЦТ по ним просто невозможно

Хочу понять тебя, физика

Знания выпускников школ из года в год хромают по многим предметам, но хуже всего абитуриенты сдают ЦТ по математике и физике.
Знания выпускников школ из года в год хромают по многим предметам, но хуже всего абитуриенты сдают ЦТ по математике и физике.

fizika.png


В этом году эти предметы оказались неподъемными почти для 40 % абитуриентов. Из 62 277 кандидатов в студенты с математикой на сто баллов справились только 16, порог не перешагнули около 25 тысяч выпускников (40 %), а 132 человека и вовсе написали тестирование на ноль.

Знания по физике на отлично из 28 085 поступающих показали только 18. 15 баллов не набрали чуть больше 40 % абитуриентов, в абсолютный ноль ушли 43 человека.

Ученики ссылаются на сложные задания. Мол, тесты решаемы, но не для обычных школьников. Учителя говорят о слабой самоподготовке. Но и те и другие единогласно винят школьные учебники – слишком сложны для понимания, поэтому готовиться к ЦТ по ним просто невозможно.

fizika-1.pngОткрыв пособие по физике за 11-й класс, задумалась: «Неужели выпускнику средней школы или гимназии здесь что-то понятно?» Сплошные формулы, графики, схемы, сложные формулировки обычных понятий. А ведь еще не так давно сама училась по этому учебнику. Но, честно признаюсь, заглядывала в него, только чтобы посмотреть условия задачи. Учительница объясняла все настолько доступно, что параграфы можно было не читать.

Сейчас, листая учебник, смогла понять лишь введение. Дальше – темный лес. Вот вам цитата – «Явление интерференции приводит к перераспределению энергии в пространстве, причем суммарная энергия колебаний во всех точках среды при этом остается равной сумме энергий интерферирующих волн».

Если вы что-то поняли без помощи гугла, вполне вероятно, что вы – либо ученик-вундеркинд, либо один из авторов учебника. А мой брат-одиннадцатиклассник честно признался:

– По этому учебнику мне без чьей-либо помощи даже сложно понять, что такое интерференция.

Педагоги на форумах сетуют, что нынешние пособия написаны для очень сильных учеников. То ли дело старые учебники, где все было понятно и доступно. Теперь приходится придумывать что-то интересное, искать более понятные объяснения, чтобы не отбить у школьников охоту учиться. А обучать по другим учебникам нельзя.

Еще одна проблема – пособия постоянно меняются. Только за последние лет десять учебники по физике переиздавались несколько раз. Программу меняли, переставляли местами разделы. Какое-то время вместо молекулярной физики десятиклассники изучали электростатику и постоянный ток, а с молекуляркой знакомились уже в 11-м классе.

Эксперименты, к сожалению, на пользу не пошли. Знания выпускников, как и результаты тестирования, не радуют. Поэтому после мучительных для школьников экспериментов министерство все-таки вернулось к устоявшемуся порядку изложения предмета. Может, когда-нибудь и о старых учебниках вспомнят?

Виктория МИТЬКО, «ЗН»


Коротко и не ясно


В четвертом классе по предмету «Человек и мир» детям выдают учебник «Мая Радзіма – Беларусь».

chalavek.pngОдин абзац текста и масса детских вопросов: «Даўным-даўно, у X стагоддзі, у сям’і полацкага князя Рагвалода нарадзілася дачка, якую назвалі Рагнедай. Калі князёўне cпoўнiлася чатырнаццаць гадоў, пасваталіся да яе два браты – вялікі кieўcкi князь Яраполк i наўгародскі князь Уладзімір. Браты паміж сабой варагавалі. Наспявала вайна». Кто такой вообще князь? Почему он отдает свою дочку замуж в 14 лет? Почему один князь великий, а другой – нет? Вот учитель и начинает рассказывать о становлении Киевской Руси и ее порядках.

Еще один камень в огород составителей – непоследовательность. Например, с темы про первые печатные книги в XV веке авторы перескакивают на пять веков назад, ко временам Полоцкого княжества. А после параграфа о Великом княжества Литовском вдруг возвращаются ко временам вече.

Само собой разумеется, что текст с множеством исторических терминов, написанный к тому же на белорусском языке, выше понимания четвероклассника. Учителя объясняют темы про дреговичей и первых полоцких князей на родном языке, а в ответ получают сотни вопросов с просьбой перевести это, это и еще вот это слово. Да, белорусский в школе изучают с первого класса, но накопленного за пару лет словарного запаса не хватает, чтобы понять, запомнить, а потом еще пересказать исторические факты.

Светлана БАЗУЛЬКО, учитель начальных классов гимназии, Хойники


СD при лучине


Можно ли подготовиться к централизованному тестированию по обществоведению, читая только школьные учебники? Удивительно, но можно, говорят учителя. По крайней мере вся информация для этого там содержится. Правда, самостоятельно ученику этого не сделать. И вот почему.

obschestvo.pngШкольная программа не ориентирована только на ЦТ. Учебник составлен не для того, чтобы научить ребят щелкать вопросы, как орешки. Без устного ответа на уроке, без эссе, составления таблиц, дискуссий и тому подобных вещей не обойтись. Учитель сам должен извлечь из книги нужный материал и адаптировать его, чтобы подопечные смогли решить тестовые задания. А одного часа в неделю для этого мало (факультативы и поддерживающие занятия в помощь, конечно, но все-таки).

Другой вопрос, нужно ли превращать школьное пособие в тестовый тренажер? Скорее, хочется, чтобы кое-где иллюстрации были четче и язык проще. Чтобы, читая предложение, достаточно было понять мысль, которую оно несет, а не бояться, что самым важным для подготовки к ЦТ здесь окажется какой-нибудь отвлеченный деепричастный оборот, напечатанный мелкими буквами в левом нижнем углу страницы в параллельной вселенной .

Учителя стараются раскрасить материал: скачивают необходимое из интернета, делают мультимедийные презентации, некоторые даже покупают российские диски по темам занятий. Вот было бы здорово, если бы к белорусским учебникам прилагались CD с нашими же электронными продуктами. Век IT-технологий как-никак, а не лучины и берестяных грамот.

Елена ТАЛАЛАЕВА, «ЗН»

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter