— Окончив школу, далеко не все четко представляют, кем хотят стать. В результате поступают в учебное заведение за компанию или по совету родителей. Чем это чревато?
— Как ни странно это прозвучит, но иногда ничем не чревато, если родитель или другой взрослый, помогающий в выборе профессии, учел все необходимые составляющие для успешного становления личности или выбранная профессия сможет удовлетворять будущие потребности сегодняшнего абитуриента. А может случиться и так, что ребенок потеряет интерес к учебе и в знак протеста перестанет посещать занятия, заберет документы из учебного заведения. Но и тот, кто все же окончит его и получит диплом, может отказаться устраиваться по специальности, поскольку не в силах выполнять нелюбимую работу.
Для родителей делать выбор и принимать решение за своего ребенка чревато тем, что в будущем он вернет им ответственность за их выбор, предъявляя претензии по поводу своей неуспешности или несчастности. Только тогда, когда сам выбираешь и принимаешь решение, ты готов нести ответственность за результат.
— Что может помочь абитуриенту сделать осознанный выбор профессии?
— Выбор всегда сложен, так как даже подросток понимает, что выбранная профессия во многом предопределит дальнейшую жизнь. Осознанный выбор — это понимание того, что ты выбираешь, почему и зачем тебе нужна именно эта профессия. В ее выборе способно помочь самопознание — определение собственных стремлений и потребностей. Важно соотнести свои индивидуальные особенности с требованиями, предъявляемыми профессией.
— При выборе будущей профессии многие во главу угла ставят ее престижность, высокооплачиваемость. Какие еще критерии важно учитывать?
— Есть такая формула выбора профессии: хочу+могу+надо. “Хочу” — это то, что человека мотивирует, его желания и стремления: деньги, власть, признание, уважение. “Могу” — пространство способностей, талантов, состояния здоровья. “Надо” включает запросы от рынка труда, социально-экономические проблемы региона, тенденции в развитии мировой экономики. При выборе профессии абитуриенту стоит искать правильный ответ в области пересечения всех трех кругов. Иначе он будет чувствовать неудовлетворенность. Если выберет только то, что хочет и может, не исключено, что останется бедным. Если то, что надо и может, не учитывая свои желания, скорее всего, потом всю жизнь будет сетовать на скучную работу. Если соединить только “хочу” и “надо”, но не учесть свои возможности, выбранная профессия может так и остаться лишь мечтой.
— Случается, абитуриент уже выбрал профессию, но родители настоятельно рекомендуют попробовать себя в другой сфере. Что можно посоветовать в такой ситуации?
— Не нужно выступать как две противоборствующие силы и стараться перетащить друг друга на свою сторону. Обсуждайте, разговаривайте. Постарайтесь слушать и слышать. Здесь вы должны объединиться, ведь цель у родителей и ребенка должна быть одна — успех.
Родителям я посоветовала бы задать себе вопросы: почему они хотят, чтобы их ребенок осваивал именно эту профессию, и что они знают о выборе ребенка, чего боятся и от чего пытаются его уберечь? А подростку — подумать, что он знает о выбранной профессии, и сопоставить со своими представлениями, умениями и навыками.
— Что может помочь абитуриентам, особенно излишне неуверенным в себе, настроиться на успех в сдаче экзаменов?
— Я советую таким абитуриентам вспомнить все их прежние успехи, даже маленькие, сказать себе, какие они молодцы, что у них все получится. Не нужно накручивать себя, думая о возможном провале как о конце света. Неплохо подумать бы, причем желательно вместе с родителями, о том, что плохое может случиться, если экзамен не будет сдан. Скорее всего, последствия неудачи окажутся не такими ужасными.
Некоторым может помочь запасной вариант — этакий план Б: если не поступлю, то... запишусь на курсы, пойду работать грузчиком и подкачаюсь, устроюсь в кафе, где получу уникальный опыт работы, и так далее.
— И если не повезло — абитуриент не поступил на желанную специальность, что делать таким ребятам?
— Главное — не отчаиваться! Ведь сильный — это не тот, кто не падает, а тот, кто встает. Не нужно себя ругать и винить в том, что случилось. Это вряд ли придаст сил и уверенности. Проанализируйте причины неудачи и подумайте, как их убрать. Теперь у вас есть целый год, чтобы подтянуть оценки. Отнеситесь к произошедшему философски и подумайте, какой урок или шанс дает вам жизнь. И ни в коем случае не унывайте и не останавливайтесь! Если это ваша мечта, каждый день делайте хоть по маленькому шажочку, чтобы прийти к поставленной цели.
И еще мне нравится фраза “Если ты пробуешь, то у тебя есть два варианта — получится или не получится. А если не пробуешь — один...” Желаю всем абитуриентам удачи!
Семь шагов к правильному выбору профессии по мнению Ирины Кожух
1 Составьте список профессий, которые вам интересны.2 Очертите круг своих требований к профессии и сопоставьте его с требованиями, предъявляемыми к выбранной профессии, — о них можно прочитать на сайтах поиска работы или расспросить у тех, кто уже работает по похожей специальности. Примерьте их на себя и попробуйте понять, подходит ли это вам. Лучший способ сравнить свои представления о профессии — поприсутствовать при рабочем процессе. Проанализировать, какие чувства возникают. Если азарт, энергия, желание включиться в деятельность — это ваше! Если суета выбивает из колеи, вы долго не можете собраться, раздражаетесь — подумайте над выбором еще раз.
3 Определите, насколько ваши требования к профессии значимы. Не исключено, что некоторые из них можно и не учитывать.
4 Проанализируйте, развиты ли у вас профессиональные качества. Отвечают ли ваши интеллектуальные способности, психологические особенности, состояние здоровья требованиям профессии?
5 Подумайте, какая профессия из всего списка больше других подходит вам по всем пунктам.
6 Чтобы убедиться в правильности ваших размышлений, обсудите свое решение с друзьями, родителями, учителями, психологом, профконсультантом.
7 Итак, вы приняли решение, теперь важно определить, в каком учебном заведении вы сможете получить профессиональное образование, как развивать в себе профессионально важные качества. Как можно получить практический опыт работы по данной специальности? Как повысить свою конкурентоспособность на рынке труда?
РОДИТЕЛЯМ НА ЗАМЕТКУ
1 Чтобы помочь ребенку сохранить спокойствие во время вступительной кампании и правильно настроиться на предстоящие испытания, составьте вместе с ним план подготовки к экзаменам и помогайте следовать ему. Это позволит абитуриенту чувствовать, что он держит ситуацию под контролем, и защитит его от откладывания задач на потом.2 Если из-за переживаний и умственных перегрузок у выпускника нарушился сон, дайте ему легкое успокоительное. Немного пустырника или валерьянки не помешает и непосредственно перед встречей с экзаменатором. Главное — не переусердствуйте с дозой!
3 От переживаний отлично отвлекают физические нагрузки. Даже несколько минут, потраченных на махание руками и ногами, позволят выпустить пар и дадут немного отдохнуть голове. Предложите сыну или дочери сделать зарядку, совершить совместную вечернюю прогулку или пробежку на рассвете.
4 Просто скажите своему ребенку: “Я в тебя верю, люблю и буду рядом, что бы ни случилось. Ты у меня молодец! Я с тобой!” Пусть ваш ребенок знает, что ваша любовь и вера в него не зависят от результатов экзаменов.