«Хочу, чтобы народ вас видел!»

Выявленные недостатки в работе государственных органов с жалобами и письмами должны быть устранены до конца года. Такую задачу поставил Президент Беларуси Александр Лукашенко 9 ноября на совещании о повышении эффективности работы с обращениями граждан.

Глава государства призывает чиновников не прятаться по кабинетам, а идти к людям.

Выявленные недостатки в работе государственных органов с жалобами и письмами должны быть устранены до конца года. Такую задачу поставил Президент Беларуси Александр Лукашенко 9 ноября на совещании о повышении эффективности работы с обращениями граждан.

Сделано немало, но далеко не все

ОСОБОЕ внимание Александр Лукашенко обратил на бюрократизм, который многолик и живуч. Как только мы где-то упускаем из виду эту проблему, она обостряется и портит жизнь многим людям. Времени и сил на устранение его проявлений потребуется много, но уже сегодня видно, что результаты этой работы находят широкий общественный отклик, который свидетельствует о своевременности предпринятых нами шагов.

 Он также добавил, что во время его рабочих поездок по регионам непосредственное общение с людьми позволяет судить об отношении представителей органов власти к нуждам и чаяниям простых людей. Это касается всего спектра вопросов — от социальной поддержки семьи до проблем образования и здравоохранения. При этом Александр Лукашенко заметил: зачастую вопросы не требуют значительных финансовых расходов. Нужно только одно — внимание к человеку и желание помочь ему. Однако на практике именно этого и недостает.

Ежегодно в органы государственной власти обращаются около миллиона человек — практически каждый десятый гражданин страны. Тематика обращений охватывает широкий спектр проблем, однако подавляющее большинство касается социальной сферы и около 30 процентов — судов и правоохранительных органов. Наибольшее возмущение людей вызывают безответственность, расхлябанность, неисполнительность работников системы жилищно-коммунального хозяйства, на что указывается более чем в 80 процентах жалоб.

На протяжении ряда лет наблюдается также рост числа жалоб по вопросам строительства жилья. За 9 месяцев 2010 года поступило более 25 тысяч таких обращений. Серьезную озабоченность у населения вызывают вопросы землепользования, особенно в крупных городах и пригородах. Сферой повышенного социального напряжения остается оказание медицинской помощи.

Со времени принятия Директивы № 2 в стране сделано немало по работе с обращениями граждан. Нормативно-правовую базу по этому вопросу можно назвать передовой по сравнению со странами-соседями и государствами СНГ. Вместе с тем существует огромный пласт проблем, которые следует решать незамедлительно.

Мониторинг как барометр работы

КАК ДОЛОЖИЛ глава Администрации Президента Владимир Макей, количество обращений граждан на протяжении последних трех лет устойчиво увеличивается. Их рост составил от 10 процентов в Минске до 40 процентов в Витебской области. Исключением является лишь Гомельщина.

Чтобы объективно оценить причины такой тенденции, а также эффективность деятельности по дебюрократизации, Администрация по поручению главы государства провела мониторинг состояния работы органов власти с населением. С июня по август была изучена деятельность 140 сельских исполкомов, 92 райисполкомов, 11 горисполкомов, а также всех областных и Минского городского исполнительного комитетов. Контрольными мероприятиями было охвачено около 80 процентов районов страны. Была проанализирована также работа с обращениями граждан в Министерстве жилищно-коммунального хозяйства, Минстройархитектуры и ряде подведомственных им организаций. Во время личных приемов граждан в регионах и проведения «горячих» телефонных линий выслушано свыше 4 тысяч обращений.

Как отметил Владимир Макей, мониторинг был очень хорошо воспринят гражданами, людей подкупали доступность власти и результативность решения их проблем. В то же время некоторые руководители и даже губернаторы отнеслись к этому мероприятию настороженно, иногда воспринимали его как некое недоверие к их работе и подрыв авторитета местной власти в глазах населения.

— Губернаторы привыкли работать как удельные князьки: меня не критикуйте, как живу, так и хорошо, — сказал глава государства. — Мониторинг работы с людьми воспринят как ядерный взрыв. Люди просто вздохнули: наконец-то власть увидела их чаяния и нужды.

Говоря о результатах мониторинга, Владимир Макей констатировал, что кардинальных перемен в сфере работы с обращениями граждан пока не произошло. Выход из сложившейся ситуации видится в обеспечении оперативной связи между гражданами и органами управления, жесткого контроля за работой чиновников  и спросе с них за упущения.

 Администрация Президента считает, что способствовать устранению недостатков будет новый законопроект об обращениях граждан и юридических лиц. В настоящее время он прорабатывается ко второму чтению в Палате представителей Национального собрания. Планируется также ввести новую форму работы с обращениями граждан, направленными по Интернету, и приравнять порядок их рассмотрения к устным и письменным обращениям.

Нестандартные стандарты

ПРЕДСЕДАТЕЛЬ Комитета государственного контроля Зенон Ломать считает, что в основе большого количества жалоб граждан лежит проблема выполнения государственных социальных стандартов, в первую очередь в сельской местности, решив которую, можно добиться значительного сокращения числа обращений.

Зенон Ломать доложил об итогах  выполнения социальных стандартов. Изучение ситуации проводилось в 45 районах и городах, проверено 48 органов исполнительной власти по соблюдению законодательства в работе с населением. Установлено, что не выполняются 6 из 10 стандартов в образовании, 3 из 4 — в здравоохранении, 1 из 4 — в связи. Особые нарекания на работу служб ЖКХ, где из 12 стандартов на момент проверки была не выполнена половина.

Председатель КГК предложил отдельной статьей оговорить в новом законопроекте наказания за ненадлежащее решение чиновниками вопросов, находящихся в их компетенции, ужесточив ответственность должностных лиц. Кроме того, предлагается кардинально пересмотреть систему государственных социальных стандартов, порядок работы с ними и усиление ответственности за их несоблюдение.

Александр Лукашенко поручил до начала 2011 года начать реализацию всех предложений председателя Комитета госконтроля.

На совещании выступили также министр ЖКХ Владимир Белохвостов и министр архитектуры и строительства Александр Селезнев, на работу ведомств которых приходится большинство нареканий граждан.

Владимир Белохвостов признал наличие проблем по таким вопросам, как капитальный ремонт жилых зданий, обеспечение качественной питьевой водой и ряду других.

Александр Селезнев доложил, что по поручению главы государства во всех регионах республики и Минске была организована работа «горячих» телефонных линий. Наибольшее количество жалоб приходилось на стоимость жилья, качество и сроки ввода в эксплуатацию жилых домов.

Президент особо подчеркнул, что на вновь вводимое жилье нареканий граждан вообще быть не должно. Александр Лукашенко указал также на необходимость принятия комплекса мер на уровне премьер-министра по реагированию на жалобы граждан по вопросам ЖКХ и строительства. «Принимайте меры и считайте деньги! Начинайте решать проблемы на селе снизу», — сказал глава государства. Александр Лукашенко поручил решить этот вопрос до конца года.

В ходе совещания были заслушаны и губернаторы, которые рассказали о существующих проблемах граждан на местах и о том, как они решаются. Речь шла о низкой обеспеченности сельских населенных пунктов магазинами, об отсутствии в отдельных местах дорог с хорошим покрытием, о необходимости ремонта  общежитий, других насущных вопросах. Александр Лукашенко отметил, что при решении таких проблем подходы к расходованию средств должны быть рациональными, при этом надо уделять внимание первоочередным задачам, которые более всего беспокоят людей.

Разговор — тоже искусство

В ЦЕЛОМ Президент остался недоволен прозвучавшими на совещании докладами министров и губернаторов и подверг их действия критике.

«Элементарный, но вечный вопрос мы рассматриваем сегодня. Он должен как вечный вопрос в начале следующей пятилетки исчезнуть вообще. Идите к людям! Чтобы люди сказали, что после сегодняшней головомойки все чиновники повернулись к ним лицом», — сказал Президент.

Наша работа по дебюрократизации государственного аппарата начата не сегодня, но она идет из рук вон плохо. Должна быть система мониторинга. Должны приниматься радикальные решения,  потребовал глава государства. При этом Президент отметил, что на практике много делается формально, для галочки. До сих пор у многих руководителей нет ясного четкого понимания, что это не сиюминутные требования Президента, это государственная политика, нацеленная на длительную перспективу. «Мы говорим о правах человека. Но самое великое право человека — когда будем решать эти вопросы». — отметил Александр Лукашенко.

Говоря о тех задачах, которые необходимо решить незамедлительно, Александр Лукашенко отметил, что должна быть обеспечена информационная открытость и доступность власти. Каждый приходящий во власть должен уметь разговаривать с людьми, большими коллективами. Ведь из-за отсутствия информации население выдвигает свои версии происходящего, крайне далекие от действительности, теряет всякое доверие к тому же райисполкому или горисполкому.

Хватит прятаться в кабинетах! Идите к людям! Население должно участвовать в реализации проектов, которые затрагивают его повседневную жизнь. С человеком надо разговаривать, это на 50 процентов снимет любую проблему,  потребовал Александр Лукашенко.  Губернаторы, должностные лица, члены правительства должны регулярно встречаться с журналистами, проводя пресс-конференции, отвечая на вопросы.

Глава государства также обратил внимание на то, что в стране отмечается хроническая нерешенность проблем в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Это же относится и к сфере строительства жилья. Люди собирают последние копейки, экономят на чем только можно, берут кредиты в банке, а, въехав в построенную квартиру, сталкиваются не просто с недоделками, а с проблемами, которые требуют новых огромных материальных затрат.

По словам Президента, новоселы должны иметь гарантии комфортного уровня проживания, а не переделывать все, что сделали строители. Есть вопросы и к контролирующим органам, которые нередко выдают заключения о соответствии некачественного жилья нормативным требованиям. Как результат — сотни жалоб от граждан, заселившихся в эти дома. Такого рода контроль нам совершенно не нужен, считает Александр Лукашенко.

Отдельно глава государства обратил внимание генерального прокурора на то, что в отстаивании прав и законных интересов граждан при их обращении в госорганы роль прокуратуры на сегодняшний день недостаточна. Со стороны райоблпрокуроров еще нередки формальные отписки, пересылки контрольных обращений в нижестоящие органы. А в результате эти вопросы снова возвращаются в генпрокуратуру и к Президенту.

Александр Лукашенко обратил внимание и на работу депутатов с обращениями граждан. Согласно статусу депутата, работа с обращениями граждан является одной из главных составляющих его деятельности. Люди избрали вас и ждут реального внимания к их заботам и проблемам, подчеркнул Президент. По его мнению, к этой работе более активно должны подключаться и общественные объединения.

Спрос будет строгим

ПОДВОДЯ итог совещанию, Александр Лукашенко отметил, что работа с обращениями граждан не только и не столько связана с документами. Это в первую очередь работа с людьми, которая в определенном смысле приобретает политический статус. Поэтому она требует особого внимания и системного подхода, учета всех факторов жизни общества.

Мы не собираемся строить «государство жалобщиков и иждивенцев», культивировать атмосферу доносов, нечистоплотных разборок и охаивания анонимщиками людей из-за каких-то шкурных личных интересов. Тут позиция должна быть принципиальной: надо отделять зерна правды от плевел клеветы, глубоко вникать в каждую ситуацию, видеть причины и побудительные мотивы каждого конкретного обращения. И ни в коем случае не подходить огулом, бездумно принимать решения, ведь за каждым обращением — людские судьбы, ломать которые никому не позволено,  отметил глава государства.

Александр Лукашенко потребовал повсеместно внедрять в практику новые, более результативные формы и методы работы с населением. Идите к людям, говорите с ними, проводите встречи, «горячие» телефонные линии, организовывайте пресс-конференции. Активнее подключайте средства массовой информации, депутатов всех уровней, общественные объединения. Притом не эпизодично, а на системной основе.

Барометром, определяющим уровень работы с людьми, должен стать постоянный мониторинг. «По его результатам я строго спрошу при отчетах губернаторов и министров. Ведь вы работаете на авторитет государственной власти, поэтому надо подтверждать доверие людей каждодневно конкретными делами», — подчеркнул Президент.

«Я не переборщил в этих требованиях. Напрягайте всех. Чиновников у нас больше, чем надо. Если каждый чиновник в стране решит хотя бы одну проблему людей, то исчезнет 80 процентов проблем», — заключил глава государства.

Александр ШЕВКО, «БН»

НА СНИМКЕ: Председатель Совета Республики Национального собрания Беларуси Анатолий РУБИНОВ проводит прием граждан в Костюковичах Могилевской области.

Фото Олега ФОЙНИЦКОГО, БЕЛТА

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Версия для печати
Заполните форму или Авторизуйтесь
 
*
 
 
 
*
 
Написать сообщение …Загрузить файлы?