Хочешь — верь, не хочешь — за дверь

В судах — десятки исков на выселение бывших членов семьи

В минские суды поданы десятки исков на выселение бывших членов семьи

Новый Жилищный кодекс действует с марта 2013 года. Спустя ровно год вступила в силу 95-я его статья, которая позволяет собственнику жилья выселять бывших членов семьи. То есть о том, что можно паковать чемоданы, экс-родственники знали уже с прошлой весны, но имели год в запасе: подыскать съемную квартиру или, возможно, защитить свои интересы. И вот месяц назад грозная норма кодекса «дала отмашку». Многие ли услышали в свой адрес фразу «С вещами на выход»? И с какими страстями беспристрастный закон столкнулся на практике?

— Я подарила дочке квартиру, ее бывший муж жил там с ней со дня свадьбы, — рассказывает минчанка Софья Григорьевна. — Когда они развелись, наша семья не раз предлагала Виктору подыскать себе другое жилье. Но безрезультатно. И это при том, что у его матери есть квартира в Минске, а у отца — в Дзержинске. К слову, за 12 лет супружества Виктор считанные разы вносил свою лепту в оплату коммунальных услуг. Поэтому, как только 95-я статья вступила в силу, я сразу же подала в суд иск о выселении бывшего зятя.

С первых дней марта ринулись в суды и другие жаждущие справедливости. Например, в одном только Фрунзенском районе уже больше 30 исковых заявлений. Очевидно, что люди готовились заранее. Большинство истцов — те, кто пожелал выписать из своей квартиры бывшего родственника, уже давно в ней не проживающего. Наконец-то они могут сделать это без ненужных драм и эмоций.

— Поскольку жилье мама подарила мне еще до моего вступления в брак, бывшая жена не имеет в нем доли, — рассказывает свою историю Андрей Петрович. — Однако по-прежнему она зарегистрирована в моей квартире, хоть и проживает в Испании. На призывы выписаться не реагирует. Возможно, таким образом хочет сохранить здесь место жительства. Но вот только зачем мне платить за лишнего прописанного?

В основном иски подают мужья и жены, расторгнувшие брак, ну и еще тещи, выступающие против экс-зятьев.

Напомним, согласно статье 95 бывшие члены семьи, не имеющие своей доли в общей собственности, подлежат выселению по требованию собственника (без предоставления другого жилья). Конечно, если иное не установлено брачным договором или другим письменным соглашением. Скажем, если супруги письменно оговорили, что после развода право пользования родительской квартирой мужа у бывшей жены сохраняется, то статья кодекса теряет силу.

Выше описаны случаи, в принципе, несложные для рассмотрения и вынесения судом решения. Но есть и судебные дела с закавыками.

— Например, когда выселенцы пытаются доказать, что все-таки имеют право на долю собственности, — говорит председатель суда Фрунзенского района Светлана Мисуно. — Кто-то приводит свидетелей, которые якобы видели или знают, что его родители еще до свадьбы давали деньги, впоследствии потраченные на строительство квартиры. Кто-то утверждает о наличии письменного соглашения о совместном пользовании жильем, но по каким-то причинам не может представить его суду. Каждая ситуация индивидуальна.

— Сложности, действительно, возникают. Речь идет о случаях, когда право собственности зарегистрировано на имя одного из супругов, но фактически квартира приобреталась в период брака. Следовательно, она является общей совместной собственностью супругов, — говорит заместитель председателя суда Заводского района Елена Шемет. — Тогда бывший муж или жена доказывают право на свою долю, а собственник в свою очередь утверждает: да, квартира куплена в период брака, но перед этим я продал свой собственный дом. Или же что жилье ему подарили родители, не оформив договор дарения.

Вот тут-то добрым словом вспомним брачный договор. Разве бегали бы теперь по судам в поисках правды некоторые выселенцы, прояви они в свое время известный прагматизм?

Еще одна категория непростых судебных дел. Ситуации, когда выселению подлежат бывшие жены, воспитывающие несовершеннолетних детей. Судьи заверяют: в любом случае интересы каждого ребенка будут учтены. К слову, к рассмотрению подобных дел будут обязательно привлекать органы опеки и попечительства.

Сами юристы говорят: жилищные тяжбы — самые неприятные. То, что схватка тут идет до последнего, — это одно. Совсем другое — положение проигравшей стороны, которое нередко драматично. Так и с 95-й статьей. Вот случай: женщина больше 20 лет прожила с мужем в его квартире, у них 18-летний сын, но вдруг развод. Подкованный супруг тут же подает иск о выселении бывшей жены. «И куда мне теперь в моем возрасте? — сокрушается женщина. — Родственников нет, родительский дом давно разрушен, жилье построить нет возможности… Я и сын остаемся на улице». Но закон есть закон.

— С момента вступления в силу статьи прошел всего месяц, и делать какие-то выводы рано, — говорит заместитель председателя суда Заводского района. — Однако когда правоприменительная практика сложится, проанализировав ее, возможно, стоит рассмотреть уместность некоторых коррективов нормы. В частности, когда человек прожил, скажем, полжизни в браке, участвовал в устройстве быта, растил детей — и вдруг должен быть выселен в никуда… Наверное, это все-таки несколько жесткая мера, несмотря на то, что нужно защищать права собственника.

В любом случае судьи советуют: даже если в семье ничто не предвещает беды, лучше заранее предусмотреть все жилищные вопросы. И не стесняться обращений в юридические консультации. А в случае когда все-таки возникла надобность отстаивать свои права в суде, следует нанять профессионального юриста. Это сэкономит время, нервы и поможет избежать дополнительных судебных расходов. 

----------------------------------------

Комментарий в тему

Наталья КУХАРЧИК, начальник отдела юридической работы и кадров Министерства жилищно-коммунального хозяйства:

— Один из главных принципов нового Жилищного кодекса — усиление прав собственника. Допустим, даже если ранее (до вступления в силу обновленного ЖК) судом было решено, что в квартире собственника может проживать его бывшая супруга, теперь это решение все равно можно оспорить.

Что касается дел, связанных с доказыванием своих прав на долю в праве общей собственности на жилье. Если человек никак не может доказать, что он участвовал в строительстве, приобретении или его приватизации и при этом собственность приобретена не в период брака, то он стопроцентно к ее владению отношения не имеет. Единственное исключение — если он вкладывал в проведение капитального ремонта квартиры значительную сумму собственных средств, которые можно подтвердить.

Согласно одному из пунктов 95-й статьи лица, которые входили в состав семьи в период льготного кредитования либо получения безвозмездной субсидии на строительство жилья, выселению не подлежат. И второй момент: лица, которые не участвовали в приватизации, но проживали в этот момент в квартире, дав согласие на приватизацию, тоже сохраняют за собой право пользования жильем.

К детям собственник не может предъявлять требование о выселении. Вместе с тем, если ребенок достиг совершеннолетия, его могут выселить с условием предоставления ему другого жилья, либо в случае нарушения им правил пользования жилыми помещениями.

К слову, рассматривая дело о выселении, супруги в суде могут составить соглашение о том, что мать останется проживать в квартире до достижения ребенком совершеннолетия, или же прийти к иным договоренностям.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter