Хочешь победить — старайся

В нашем хоккее — ветер перемен...

В нашем хоккее — ветер перемен. Такой, что с ног сбивает. Возрастной ценз в экстралиге, уменьшение потолка зарплат, иностранные судьи в плей–офф — на недавнем четырехчасовом совещании в федерации обсуждали много реформационных шагов. Это даже не ветер, а настоящий ураган. А тем временем совсем не за горами чемпионат мира по хоккею — до дебютного поединка с канадцами осталось меньше месяца. Сборная уже вовсю готовится к старту. Завтра команда выезжает в Смоленск, где проведет два спарринга с россиянами. В каком состоянии подходим к этим матчам? Что нам по плечу на чемпионате мира? И куда вообще двигается наш хоккей? Эти и многие другие вопросы я задал главному тренеру сборной после одной из тренировок на льду «Минск–Арены».


— Эдуард Константинович, — обращаюсь к Занковцу. — Какова «диспозиция» перед играми с россиянами?


— Сейчас проходит финальная серия в экстралиге, поэтому мы не можем рассчитывать на хоккеистов, которые заняты в «Юности» и «Немане». По потенциалу могли бы сыграть несколько человек из каждой команды. Плюс — в сборной пока нет выступающих за океаном. Сейчас говорю даже не об НХЛ, а о более низких лигах. Имею в виду Ревенко, Граборенко и Евенко. Этих игроков мы планировали просмотреть на начальном этапе сбора, но их клубы пробились в стадию плей–офф...


— Встречи с россиянами пройдут в Смоленске — город далеко не хоккейный. Почему был выбран именно он? Доводилось ли выступать там раньше?


— Катка еще не видел. Но, думаю, никаких проблем быть не должно. Насколько я знаю, это новый дворец, рассчитанный на пару тысяч посадочных мест. Небольшой, но уютный. Смоленск находится на полпути между Москвой и Минском, удобно для обеих сборных. Поэтому остановились на этом компромиссном варианте.


— Состав оппонента полуэкспериментальный...


— Он был сформирован исходя из того, какие клубы уже закончили свой путь в КХЛ. Да, нам будет противостоять не та команда, которую мы увидим на чемпионате мира, но недооценивать соперника нельзя. Все хоккеисты, попавшие в российскую заявку, находятся на хорошем счету в клубах. Уверен, придется очень нелегко.


— Насколько важны для вас гостевые спарринги с россиянами, а потом и домашние с чехами и датчанами? Какие цели преследуете?


— Очень хорошо, что в этом году составлен такой график. Эти матчи позволят нашим хоккеистам, выступающим в «Динамо», поддержать форму, не растерять игровые кондиции до чемпионата мира. Проверим ближайший резерв команды. Мы должны окончательно решить, кто поедет в Словакию, наиграть определенные сочетания звеньев, отработать тактические рисунки игры. Это основные задачи. Но все это следует рассматривать под углом того, что ребята будут настраиваться только на победу в каждой встрече.


— Есть «железные» люди, которым гарантировано место в сборной на чемпионате мира?


— С составам определился процентов на 70. Скажу так: вне конкурса наши представители в НХЛ. Плюс хоккеисты из КХЛ имеют объективно больше шансов, чем те, кто выступает в экстралиге. Впрочем, и из белорусского чемпионата человек пять в Словакии, думаю, будут.


— На что замахнемся на чемпионате мира? Как охарактеризуете нашу боеготовность?


— Сборной вполне по плечу выступить лучше, чем в прошлом году. Официальная задача–минимум, которая ставится перед нами, — это попадание в восьмерку сильнейших. При удачном стечении обстоятельств можем штурмовать и более серьезные вершины.


— Участие «Динамо» в Континентальной хоккейной лиге стало хорошим подспорьем для сборной?


— Думаю, с точки зрения зрительского интереса этот проект себя оправдал. То, что люди ходят на хоккей, болеют, — это, безусловно, плюс. Но можно говорить и об упущенных возможностях. Вижу, как в этом направлении поставлена работа в рижском «Динамо» (там команда на три четверти состоит из латышей), понимаю, что так же могло быть и у нас. Резерва для одной конкурентоспособной команды, способной выходить в плей–офф, у нас, поверьте, хватит.


— А для двух? В последнее время активно муссируется тема появления в КХЛ «Юности».


— Если бы наш чемпионат был таким же, как еще 5 лет назад, я бы сказал, что да, две наши команды готовы играть на более высоком уровне. Сегодня же, мне кажется, второй клуб в КХЛ — это будет не совсем правильный, преждевременный шаг. В первую очередь мы должны задуматься о том, откуда наши клубы в этой лиге будут черпать резерв. Окончательно погубив белорусский чемпионат, мы сами себя загоним в угол. Придется работать с ограниченным количеством игроков. Кандидатов–белорусов на попадание в «Юность» или «Динамо» станет еще меньше, чем сейчас. В таких условиях логично будет делаться ставка на легионеров.


— Все помнят аншлаги, которые собирались на играх «Юности» и «Керамина» еще несколько лет назад. Сейчас же реноме внутреннего чемпионата, мягко говоря, пошатнулось. Как вы считаете, в чем главные причины упадка?


— Если мы хотим иметь действительно конкурентоспособную национальную команду, строительству первенства страны нужно уделять больше внимания, чем уделялось до этого. Нюансов очень много, в двух словах и не ответишь. Ну вот возьмем, например, квоты. Обязательное присутствие молодежи в команде — это ведь палка о двух концах. Да, у кого–то получилось себя проявить, окрепнуть. Но в большинстве случаев молодые хоккеисты, которых искусственно вводили в состав, были не подготовлены для уровня экстралиги. Они теряли время, просиживая на лавке, или вообще не попадали в заявку на матч. А это, само собой, влекло снижение уровня всей команды. Согласитесь, трудно показывать быстрый, агрессивный хоккей, когда не хватает игроков.


— Тем временем уже со следующего сезона в чемпионате, судя по всему, будет введен возрастной ценз — 28 лет. Что вы думаете по этому поводу?


— К введению возрастной планки я отношусь отрицательно. На мой взгляд, любые возрастные ограничения приведут, наоборот, к еще большей деградации. Каждый игрок растет в определенной среде, а когда рядом более опытные дядьки–товарищи, опериться намного легче. К тому же нельзя забывать о психологии. После введения ценза молодые игроки вооружатся козырем, что в определенном смысле место в составе им гарантировано, а значит, добросовестно пахать до седьмого пота на тренировках будут далеко не все. Двигатель прогресса — это все–таки конкуренция, а не ее отсутствие.


— Да, но вчерашнему юниору тяжеловато соперничать с повидавшим виды ветераном.


— Вот здесь–то и кроется главная проблема. Игроки, приходящие из молодежного возраста, во взрослом хоккее зачастую теряются. Поэтому вместо того чтобы вводить какие–то возрастные ограничения, мы бы лучше подумали, как нам качественно улучшить уровень подготовки кадров, как сделать, чтобы адаптация ко взрослым требованиям была не такой болезненной. Уверен, пока детско–юношескими школами не будут руководить люди, которые хотя бы немного играли в хоккей, у нас мало что поменяется в лучшую сторону.


— То есть искусственно омолодив чемпионат, мы вряд ли сможем воспитать хотя бы пятерку–другую по–настоящему классных мастеров к 2014 году, когда в Минске пройдет чемпионат мира...


— Если сейчас молодые игроки не могут попасть в состав команды экстралиги на принципах честной конкурентной борьбы, я не думаю, что они способны занять чье–то место в сборной.


— Много споров вызывают доходы хоккеистов. Как вы относитесь к предложению урезать зарплатный фонд в следующем сезоне до 75 тысяч долларов на команду в месяц?


— Думаю, лимит, безусловно, должен быть, но самый главный вопрос не то, какой он, а как он работает. В нынешнем чемпионате тоже был установлен предел — 100 тысяч долларов, но некоторые клубы, знаю, его соблюдали, а некоторые — нет. Кстати, если потолок зарплат будет существенно понижен, никаких возрастных ограничений в принципе не нужно. Ведь у клубов станет меньше возможностей приглашать более дорогих возрастных игроков, а значит, нужно будет обстреливать молодых.


— Еще один камень в огород престижа — финансовые проблемы в разных клубах. Например, хоккеисты «Бреста» рассказали, что не видели премиальных с начала сезона... Было даже составлено коллективное письмо сначала в облисполком, а потом и в другие инстанции.


— Увы, у нас не впервые возникают такие конфликты. Проблема в менеджменте. Когда руководители подписывают игроков, дают какие–то обещания, они должны помнить о своих финансовых возможностях. А не надеяться на то, что по ходу сезона кто–то придет и поможет. Если перед игроками есть какие–то обязательства, они должны быть выполнены в полном объеме. В ситуации с «Брестом» я однозначно на стороне хоккеистов.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter