Интервью с руководителем творческой мастерской «Триумф» Мариной Куцко

Хочешь петь? Пой!

Руководитель творческой мастерской «Триумф» Национального центра художественного творчества детей и молодежи Марина Куцко уверена: хороший слух и чистый голос – вопрос лишь времени и трудолюбия.
Марина КуцкоКто-то принимает комплименты в караоке-клубе, кто-то штурмует «Евровидение». А ты сидишь и боишься подтянуть в компании «Изгиб гитары желтой...»? Можно ли научиться петь, даже если мама, бабушка и соседка из квартиры сверху утверждают, что тебе не просто медведь на ухо наступил – по нему прошлось стадо слонов? Руководитель творческой мастерской «Триумф» Национального центра художественного творчества детей и молодежи Марина Куцко уверена: хороший слух и чистый голос – вопрос лишь времени и трудолюбия.

– Марина Яковлевна, с какого возраста нужно начинать заниматься вокалом?

– Чем раньше, тем лучше. Научился ходить и говорить? Учись петь! К нам в коллектив приходят детки с четырех лет. Самое главное, чтобы у ребенка было желание это делать. И поддержка родителей немаловажна – это они будут водить малыша на репетиции и концерты, помогать ему в выполнении домашних заданий.

– А вы сами во сколько лет запели?

– Стала заниматься вокалом с пяти лет. Выступала в ансамбле, которым руководил мой папа, затем пела в хоре. Объездили полмира, стали лауреатами международных конкурсов – это было познавательно, мы получали огромное удовольствие от того, чем занимаемся. Со временем поняла – это то, чему бы я хотела посвятить свою жизнь. Позже получила специальность «руководитель детской музыкальной студии».

– Разве достаточно одного желания? А если на прослушивании претендент даже в ноты не попадает, скажете: «Ты не сможешь петь!»?


– За все время работы педагогом по вокалу эту фразу я не произнесла ни разу. Научить петь можно любого. Конечно, тем, у кого есть хорошие природные данные, проще. Остальным приходится работать и развивать музыкальные способности.

– Много ли нужно уделять времени пению, чтобы потом радовать не только маму и бабушку, но и зрителей на концертах?

– В нашей мастерской  младшая группа занима­ется три раза в неделю по часу,  ребята постарше – три раза по два часа. Самым маленьким я бы порекомендовала посещать не групповые, а индивидуальные занятия – в таком случае можно больше внимания уделять дыхательной гимнастике, дикции, актерскому мастерству – всему тому, что поможет выйти на сцену. У меня своя методика подготовки: чтобы хорошо исполнить песню, нужно несколько раз проговорить с ребенком текст. Мы делаем это по-разному. «Маленькой елочке холодно зимой» поем не только в обычном ритме, а, к примеру, в стиле блюз. Это помогает понять, в какой манере можно исполнять и как это сделать правильно.

– Для родителей певческие увлечения чад – дело затратное?


– Все зависит от целей, которые преследуют дети и их папы и мамы. Если они мечтают о победах на международных конкурсах, то придется выложить немаленькую сумму: оплата труда авторам песни, аранжировщику, хореографу, дизайнеру костюма. У тех, кто не видит сына или дочку мегапопулярной звездой эстрады, а ребенок поет для себя, своего творческого развития, денежных расходов значительно меньше. Но все же важнее поддержка, в том числе и моральная. Многие взрослые сами не прочь поучаствовать в творческом процессе: мы подготовили полуторачасовую сольную программу, в которой на сцену вместе с юными артистами выходят их родители. Они у нас частые гости и на репетициях – сейчас идет работа над новой программой, которую собираемся представить в марте. Песни Раймонда Паулса, групп «Острова», «Самоцветы», «Земляне». Вот такое ретро.


Уходим в андеграунд


Как говаривал один мой знакомый: пусть репетирует тот, кто не умеет играть. В общем-то логично. Но иногда группе все же нужно сыграться, вспомнить подзабытую мелодию, да и общение не на последнем месте. В Минске сейчас работает несколько десятков репточек и студий. Большая часть расположена в подвалах, некоторые – в бывших бомбоубежищах...

Какую бы музыку ни исполняли музыканты: рок, фолк или попсу, их смело можно причислять к андеграунду – все репетируется и записывается под землей. Несколько лет назад это были подвалы без звукоизоляции. Поэтому грохот, доносящийся из динамиков, совсем не нравился жильцам (и я их понимаю!). Минские предприниматели, которые открывали репточки для музыкантов, стали переоборудовать подвалы и присматриваться к бомбоубежищам, построенным после войны и ныне пустующим.

Михаил Залуцкий
Директор студии BOOM Михаил Залуцкий вспоминает, что шесть лет назад встал вопрос: сворачивать бизнес или искать места, где громкая музыка не мешала бы окружающим. Так пришла идея переоборудовать под звукозаписывающую студию расположенное в центре Минска бомбоубежище:

– Место оказалось идеальным. Больше года ушло на то, чтобы получить разрешение, вывезти мусор. Сделали ремонт, установили оборудование.

Спустя два года под репточку переоборудовали еще одно бомбоубежище. Здесь было проще – в подземелье уже работала музыкальная студия. Но само сооружение оказалось в плачевном состоянии – пришлось делать гидроизоляцию, чтобы на головы музыкантам не капала вода.

– Чаще всего к нам приходят молодые ребята из кавер-групп, которые выступают в ресторанах, – рассказывает Михаил Залуцкий. – Много творческих коллективов, есть известные исполнители. Обычно работают по два-три часа, но иногда задерживаются подольше.

Будь в курсе!

Где можно поиграть или записать песню (альбом)? На информаци­онно-новостном ресурсе собраны все репетиционные точки страны. Стоимость колеблется от 60 до 150 тысяч за 2 часа репетиции (для соло цены ниже, чем для групп). Запись, как правило, дороже.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter