Павильон «Беларусь» на ВДНХ обрел исторический облик

Хлеборобы вернулись домой

Павильон «Беларусь» на ВДНХ обрел исторический облик. На фронтон над центральным входом вернули скульптурную группу. Средства на воссоздание – пять миллионов российских рублей – выделили из бюджета Союзного государства.


Когда реставраторы взялись за статуи, они были практически разрушены. Теперь на своих местах простоят как минимум восемьдесят лет. Фото: Евгения ГУСЕВА/kpmedia.ru

Дружно в ряд стоят агроном, доярка, жнец, колхозница и механизатор. Новенькие. Прямо из Минска. Точные копии оригиналов, возвышавшихся здесь с 1954 года, когда павильон открыли в его нынешнем виде (самый первый был деревянным. – Ред.).

– Здание – памятник федерального значения. Требовалось все воссоздать точно так, как было, – рассказал «СВ» директор павильона Геннадий Романенко. –  Поэтому за ходом работ жестко следили специалисты Мосгорнаследия. Согласовывали буквально каждый шаг.

– Но внутри все-таки будут изменения?

– Сейчас идет работа над окончательной концепцией. Нужно показать Беларусь во всем ее многообразии. Чтобы каждый, кто к нам зайдет, мог увидеть, что собой представляет страна, кто в ней живет, чем богаты и знамениты. Обязательно представим лучшие виды продукции различных отраслей народного хозяйства. Торговые палатки уберем. Ресторан с национальной кухней появится непременно.


Изначально под фигурой Мать-Беларусь, венчающей купол, стояла и эта скульптурная группа. Спасти ее не удалось, пришлось делать заново. Фото: Евгения Гусева/ kpmedia.ru

12 мая 2016 года Совет министров Союзного государства принял Постановление о выделении 27 миллионов российских рублей на завершение реконструкции павильона «Беларусь» на ВДНХ.

И жнец, и партизан...


Чтобы восстановить одну из фигур, пришлось устроить целое расследование.

Занимались этим специалисты уникального белорусского предприятия «Белреставрация».

 – К сожалению, старые фигуры восстановить невозможно, – рассказал «СВ» заместитель гендиректора Александр Климашонок, руководивший работами. – Их делали в начале 1950-х годов. Каркас из железной арматуры залили бетоном. При этом сам каркас перед заливкой не законсервировали, тогда еще не было такой технологии. Металл со временем проржавел, и скульптуры стали разрушаться. Когда мы к ним подступились, они были утрачены примерно на 60 процентов – приделай одну руку, через пару лет отвалится другая. Решили делать копии.

– С чего начали?

– Скульптуры на месте тщательно обмерили. Специально ездили на ВДНХ. Высота каждой – 2 метра 15 сантиметров. Снимали мерки вплоть до миллиметра. Изготовили копии сначала в глине, затем по ним сделали гипсовые формы, в которых уже отливались сами скульптуры. Использовали фибробетон – сверхпрочный материал, с добавлением стеклоткани. Крепкий и в то же время пластичный. Минимум лет восемьдесят фигуры простоят.


Так выглядел предполагаемый "охотник" (на верхнем фото он в центре), когда до него добрались реставраторы. Фото предоставлено ОАО "Белреставрация"

В Минск приезжали с инспекцией специалисты. Обнаружили, что у одной из новых фигур пропала пуговица на кармане. Вернули пуговицу.

С другой фигурой вышла заминка – оригинал сильно разрушился, обе руки практически отвалились.

– Прямо Венера Милосская?

– В нашем случае – мужской персонаж. Красавец. Но кто он? Никаких исходных документов не сохранилось. Стали выяснять. В архивах да библиотеках наши сотрудники просто прописались. Как вдруг позвонил пожилой москвич и сказал, что знает разгадку, – это охотник. Дескать, даже помнит, что в руках тот держал шкуру какого-то зверя, кажется, оленя.

Версия интересная. Однако нас взяли сомнения – тематически охотник в сельскую компанию никак не вписывался. В конце концов докопались до истины. Это колхозник, а в руках у него сноп пшеницы.

Не так давно мы реставрировали Несвижский замок, построенный в XVI веке. Так вот по нему исходной информации нашлось больше, чем по этим фигурам! Из-за расследования работы растянулись почти на три года. Зато результат порадовал всех. Модели скульптур в масштабе 1:5 мы недавно возили на реставрационную выставку в Лейпциге, и европейские коллеги дали им высокую оценку.

– Изначально у входа в павильон стояли скульптуры белорусских партизан.

– Они были огромными! Каждая четыре с половиной метра высотой. На мой взгляд, их тоже надо вернуть к жизни. У нас есть исходные материалы, в том числе фотографии, по которым великанов можно воссоздать.

Между прочим, в 1950-х годах в нишах внутри павильона стояли еще две фигуры – Ленина и Сталина. Но их возвращать вряд ли потребуется. Времена уже не те.

Автор публикации: Борис ОРЕХОВ
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter