Хлебороб от Бога

...В тот день небо затянуло темными дождевыми облаками. Под напористым ветром нива шумела, словно разгневанное море. Волновались склонившиеся к земле туго налитые колосья. А вместе с ними и он, лучший комбайнер СПК «Негневичи» Геннадий Климко. Успокаивая себя, негромко напевал: «Ваше благородие, госпожа Удача, для кого ты добрая, для кого — иначе...»

Так говорят коллеги о механизаторе СПК «Негневичи» Новогрудского района Геннадии Климко

...В тот день небо затянуло темными дождевыми облаками. Под напористым ветром нива шумела, словно разгневанное море. Волновались склонившиеся к земле туго налитые колосья. А вместе с ними и он, лучший комбайнер СПК «Негневичи» Геннадий Климко. Успокаивая себя, негромко напевал: «Ваше благородие, госпожа Удача, для кого ты добрая, для кого — иначе...»

Вскоре заморосил дождь. Над полем повисла тишина, которую нарушали хлюпающие по крышам машин капли дождя. Но уезжать никто не собирался: над дорогой небо светлело. Геннадий воспрял духом: госпожа Удача все-таки подарит сегодня шанс!

Вскоре, стрекоча, пошли по золотистому полю комбайны. Поравнявшись с «Лексионом», я поспешила к громадной машине. Уж очень хотелось поскорее оказаться внутри и познакомиться с самим Климко. Какой он — человек хлебной нивы, который уже двадцать с лишним лет дружит с колосом? Дверь приоткрылась, и через минуту я уже в кабине немецкой махины. Геннадий Михайлович дает полный вперед, и рев мотора мгновенно усиливается.

— Дождь сильно «напортачил»? — интересуюсь первым делом.

— Такой — работе не помеха, хотя гремело сильно. Признаться, думал, как зарядит... — делится Геннадий. — Но ничего, минуло. Вы бы видели, что у нас вчера здесь творилось! Лило как из ведра. Весь день, считай, без дела простояли. Одно хорошо, что за это время успели проверить технику, отрегулировать приборы. Хотя влажность, конечно, вырастет.

И Климко поглубже опускает жатку своего комбайна. Это поле он знает как свои пять пальцев. Потому-то так умело и оперативно подстраивается под все пригорки и впадины, со стороны кажущиеся незаметными. Здесь когда-то трудился его отец, который всю жизнь проработал механизатором, а в летний сезон (это святое!) отдавал себя хлебной ниве. Маленькому Геннадию было за радость проехаться в громадной машине, понаблюдать из кабины, как мощный «корабль полей» подбирает пшеничные колосья. А чуть позже и самому взяться за дело. Еще школьником он стал напарником отца на хлебной ниве, осваивая роль помощника комбайнера. И тот поблажек не давал...

— Едят-то хлеб все, но выращивают немногие, — говорит комбайнер. — Лишь те, кто выбрал для себя дорогу хлебороба. Беспокойная она, трудная, но для меня другой просто нет. И не надо!

Начинал на старенькой «Ниве», которая часто ломалась в поле. Но молодость и желание творили настоящие чудеса. В свой первый сезон Геннадию, несмотря на жесткую конкуренцию со стороны более опытных механизаторов, удалось взять второе место в хозяйстве!

— Помню, сам был немного ошарашен таким результатом. Видно, горячие юношеские пыл и азарт помогали, — улыбается Геннадий. — Техника была тогда ненадежная. Вот и приходилось при солнце работать, а при луне — ремонтировать. Ведь конкуренция была серьезная, потому-то каждая минута на особом счету.

Наверное, есть у Климко какое-то особое, комбайнерское, чутье. Или, быть может, дар?

— Что и говорить, Геннадий — комбайнер от Бога, — подтверждает мою мысль его коллега, механизатор Павел Жарич. — Если какая серьезная поломка случается, сразу зову на подмогу. Никогда не откажет и обязательно выручит, несмотря на то, что мы конкуренты. Но его успеху никогда не завидовал. По заслугам все досталось: старательный хлопец, ответственный. Еще на «Ниве» намолачивал по 400 тонн за сезон! А такое не каждому по силам. Впрочем, кто знает, может, Климко-младшему удастся побить отцовские рекорды?

Так зовут в хозяйстве сына Геннадия — Романа, который решил провести летние каникулы за хлеборобским делом, чтобы к новому учебному семестру обзавестись ноутбуком. И хотя парень выбрал не сельскохозяйственную профессию, в роль хлебороба вживается успешно. Видимо, трудолюбие и любовь к земле передались вместе с генами. С обязанностями помощника справляется (его экипаж «держит» сейчас второе место по хозяйству), есть даже первый самостоятельный намолот. На будущий год можно и комбайн доверить!

— Какой же я отцу конкурент? — улыбается Роман. — Формально это так, но в душе болею за него. Видимся сейчас с ним редко, хоть и в одном доме живем. Но я в курсе его дел, за завтраком не премину спросить, сколько вчера тонн «набил». А если нужно, и советуюсь. И он с удовольствием дает уроки мастерства. «Звездная болезнь» ему уж точно не грозит. Проверено! Отец не раз занимал первые места в районе и области, четырежды был участником республиканских «Дажынак» (а в 2002-м и 2004-м — первым хлеборобом страны)! Но высокомерием и «ганарлівасцю» не заразился.

— Я недавно возглавляю хозяйство: всего месяц, как приступил к своим обязанностям, но уже успел убедиться — Геннадий Михайлович свое дело знает, — добавляет штрихи к образу Климко председатель СПК «Негневичи» Юрий Гуцко. — Первую тысячу он уже «взял». Думаю, это только начало: урожайность зерновых у нас неплохая — 54,8 центнера с гектара. Убрана только половина площадей. Есть где развернуться!

А вот дома Геннадий Михайлович предпочитает обязанности главы семейства передать любимой жене. Видимо, погружается полностью в работу и бережет силы. Чтобы справиться со всеми домашними хлопотами, супруге приходится брать отпуск.

— Сами посудите: теперь хозяйство и огород на мне. А еще к вечеру нужно придумать, чем побаловать своих работяг, — объясняет Валентина Климко. — Ромка не очень прихотлив в еде, а вот мужу что-нибудь вкусненькое подавай. Гурман он у меня. Вот и приходится колдовать у плиты. Представляю, что такое высидеть 12—14 часов в кабине! А проверенные кулинарные рецепты хорошо снимают усталость. Кстати, и летний душ, который Гена смастерил сам, прекрасно освежает. Ведь завтра снова хлеб убирать...

…Ближе к обеду блеклое солнце заискрилось. Нежные лучики будто целовали золотую гладь хлебного поля. Мы стояли на его краю...

— Знаете, есть у меня такая примета: приезд журналиста в разгар жатвы не сулит ничего хорошего, — то ли в шутку, то ли всерьез признался Геннадий Михайлович напоследок. — Но как раз сегодня видел во сне золотые колосья. А это к исполнению желания! Много колосков было — пшеничных, ржаных. Они обещают хорошие доходы и радостные вести. Значит, все должно получиться!

Надежда ЯНЧЕНКО, «БН»

НА СНИМКАХ: Геннадий КЛИМКО дружит с колосом давно; «конкурент» отца — сын Роман и механизатор Павел ЖАРИЧ.

Фото автора

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter