Чем вызваны рекордные цены на продовольствие

Хлебный передел

Рекордные цены на продовольствие обусловлены не столько его дефицитом, сколько глобальными спекуляциями и бегством инвесторов из доллара в коммодитиз 

Судя по всему, Запад покидает Украину. И, как и любой захватчик этого края, вывозит за собой самое ценное — зерно. Что-то подсказывает, что история вокруг пшеницы и кукурузы (а ее в черноморских портах, как говорят, скопилось до 25 миллионов тонн) для стран Северной Африки — не более чем фигура речи. На самом деле западные аграрные миллиардеры хотят вывезти в свои амбары недорогое украинское зерно. И им совершенно безразлично, что Украина провела по понятным причинам посевную ни шатко ни валко. И какой у нее будет урожай в этом году и хватит ли его для пропитания собственного населения — большой вопрос. Но проблемы населения оккупированных территорий (а Запад это сделал политически) шерифов традиционно не волнуют. Как и в целом непростая продовольственная конъюнктура в мире: высокие цены на сельхозпродукцию обусловлены не столько ее дефицитом, сколько масштабной глобальной спекуляцией и бегством инвесторов из стремительно дешевеющего доллара в реальные активы. 

коллаж любови царюк

Западный хлеб украинского происхождения

Спекуляция свойственна для всех сырьевых товаров. Другой вопрос, что до определенного времени мировые биржи включали те или иные механизмы, которые сбивали страсть к легкой наживе. Сейчас, судя по всему, все сдерживающие механизмы выключены. Благо спекуляциями (как и основными сырьевыми и финансовыми рынками) командуют в значительной степени англосаксонские компании. Они же и снимают ключевые сливки. 

Более того, последние годы ведется ожесточенная борьба не только за ископаемые ресурсы, но и за продовольственные. И Украина — благодатный край. Ее бесценный чернозем уникален. И большие объемы зерна выращивали, собственно говоря, не только и не столько украинцы, сколько агрохолдинги с западными корнями. В основе своей — американскими и европейскими. Да, выращивали не для себя, а для поставок в ту же Африку и страны Ближнего Востока. С одной стороны, прекрасный бизнес. С другой — инструмент политического давления на эти страны. Череда революций в 2000-х в арабских государствах началась с дефицита пшеницы и ряда других продуктов питания. Их подорожание вылилось в соцветие политических кризисов. Голод был и остается мощнейшим инструментом управления человечеством. Поэтому тот, кто «сидит» на продовольственных амбарах, командует миром. Или, по крайней мере, той его частью, которая не может обеспечить себя полностью базовой едой собственными ресурсами. 

И сегодня американские агрохолдинги очень озабочены, чтобы зерно уплыло из Черного моря. Подозреваю, в их амбары. И это не просто хлеб насущный, а рычаг влияния и на ряд регионов, которые, кстати, пока не поддерживают санкционную политику Запада против России и Беларуси. И инструмент управления Украиной. Если Киев останется без продовольствия, то будет танцевать под музыку тех же американцев, у которых зерно есть. В том числе украинское. 

Пока кушать не подано

А с продуктами питания в этом году в Украине, к сожалению, могут быть серьезные перебои. Посевную страна провела. Но если в прошлом году засеяли более 16 миллионов гектаров, в этом планировали 14 миллионов, то по факту освоили чуть больше девяти миллионов гектаров. Другими словами, посевные площади сократились почти в два раза. 

И это — количественный показатель. Насколько в сложившихся обстоятельствах Киев смог качественно организовать посевную — сложный вопрос, на который нет ответа. Соблюдались ли агротехнологии? Не надо забывать, что в стране дефицит и горюче-смазочных материалов, и удобрений… Поэтому одна история — бросить зерна в землю, другая — каким будет урожай. Конечно, хочется пожелать украинцам удачи и успеха (простые люди в войне не виноваты), но есть сомнения, что Украина не превратится из чистого экспортера сельскохозяйственной продукции в чистого импортера. На этом фоне тем более звучат цинично заявления западных политиков, что кукурузу и пшеницу надо срочно вывозить из Одессы, чтобы освободить место под новый урожай. В нынешнем положении Украине стратегический запас продовольствия не помешал бы. Другой вопрос, что продовольствие-то не украинское, а европейское и американское. А Запад не хочет оставлять его своему партнеру. 

Из виртуальности в реальность

На рынке продовольствия вообще и зерна в частности сложилась интересная ситуация. Физического дефицита как такового нет. А цены продолжают расти. Объяснения постковидным синдромом и проблемой с логистикой не совсем выдерживают критику. Пандемийные проблемы мировой рынок уже худо-бедно отыграл. Урожай 2022-го планируется практически на уровне прошлогоднего. В мире должны собрать около 775  миллионов тонн пшеницы. Да, на 4,5  миллиона меньше, чем в 2021-м, но это мизерная потеря, чтобы вызвать столь значительный рост котировок. Сегодня та же Индия (и некоторые другие страны) закрывает экспорт продовольствия не из-за его дефицита, а чтобы сбить цены на продовольствие на своих внутренних рынках. 

Проблемы у небогатых государств с продовольствием возникают не по причине его отсутствия, а из-за нехватки денег платить по столь взлетевшим ценам. А почему они выросли? Попахивает масштабной спекуляцией, во-первых. Во-вторых — это может свидетельствовать, что западная финансовая система (прежде всего американская) перестает выполнять свою функцию. Рекордный рост индекса потребительских цен в США — одна история. Вторая — инфляция активов. Хочу напомнить, что на фоне пандемии и падения объемов производства фондовые индексы надувались. По очевидной причине — в 2020—2021 годах центральные банки развитых государств эмитировали более 12 триллионов долларов. Больше, чем за предыдущие сто лет! И эти деньги выплеснулись сначала на фондовый рынок, а когда котировки достигли апогея и все аналитики и эксперты хором говорят о корректировке (говоря проще — падении стоимости ценных бумаг), то умные люди бросились скупать коммодитиз — биржевые товары. И если с ископаемым сырьем из-за санкций все выглядит непросто и шатко, то продовольственных товаров ограничения коснулись в меньшей степени. К тому же кушать хочется всегда. Можно обойтись без машины или айфона, но долго протянуть без еды еще никому не удавалось. Косвенно мое предположение подтверждается динамичным ростом на Западе аграрных миллиардеров — состояние владельцев энергетических и аграрных активов за два года выросло на 453 миллиарда долларов согласно отчету международной благотворительной и гуманитарной организации Oxfam. Учитывая, что избыточная ликвидность в основном сосредоточена в западных странах, то их брокеры и скупают активно продовольствие. Именно оно стало защитным активом. Поэтому призывы открыть порты для экспорта зерна в пользу небогатых стран — пиар-проект. На деле Запад спасает свои капиталы, которые рушатся на глазах из-за авантюристской денежной политики. Впрочем, как и их действий в других областях. А сейчас Вашингтон в который раз хочет, чтобы за его грехи расплачивался весь остальной мир. 

volchkov@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter