Что в Европе предвещает неминуемый голод?

Хлеба не будет, одни зрелища

События в Украине и антироссийские санкционные пакеты обернулись бумерангом для самого Запада, стремительно разгоняя цены на энергоносители и продукты питания



Мировые СМИ наперебой твердят о неминуемом продовольственном кризисе и даже вселенском голоде. И если сначала речь шла о неизбежности его преимущественно на Африканском континенте, то теперь все сильнее панический страх атакует старушку Европу. 

И на любой вопрос в последнее время один ответ: виновата Россия. Почему подсолнечное масло на прилавках европейских магазинов не задерживается, равно как и соль, мука, почему сокращаются посевные площади, почему цены на топливо неустанно растут, почему да почему… 
Александр Лукашенко: 

«Зерно сегодня — это практически новое золото или нефть. Может, даже будет дороже. И поскольку один из основных мировых поставщиков — Украина — вряд ли сможет провести полноценную посевную кампанию, цены будут расти и дальше. 

В беднейших странах планеты ООН уже не просто предсказывает, а планирует голод».

На совещании по вопросам готовности к проведению весенних полевых работ. 

22 марта 2022 года.
Потому что есть там, за тысячи километров, Россия, которая мешает Европе с ее непоколебимостью интересов, амбициями мирового господства. А ведь в этом году ЕС планировал окончательно восстановиться после пандемии, вступить в новую эру процветания. События в Украине напрочь перечеркнули позитивные ожидания. 

Вот и запестрили европейские СМИ заголовками, мол, мир столкнется с голодными бунтами, миллионам людей грозит голод. Твердят об этом влиятельные политики, эксперты, наперебой приводя несокрушимые доводы. При этом умалчивают, что введенные санкции в отношении России и добавили масла в едва разгоравшийся огонь. Информация о том, что Евросоюз готовит пятый пакет санкций, не добавляет позитива.

Для мировой торговли зерном и глобальной продовольственной безопасности пшеница — ключевой продукт. Ее доля в общем объе­ме зернового рынка превышает 40 процентов. Соответственно, от цен на пшеницу зависит стоимость и другого продовольствия. В прошлом году в Топ-5 производителей стратегической культуры входили Индия, Россия, Китай, США и Австралия. Среди экспортеров места распределились следующим образом: Россия поставила на экспорт 39,5 миллиона тонн, ЕС — 27,5, Канада и США — по 27, Австралия — 19,5.

Объем мировой торговли зерновыми на этот год планировали не менее 480 миллионов тонн. Теперь эту цифру вспоминают все реже.

В начале марта в одном из интервью официальный представитель Всемирной продовольственной программы ООН Томсон Пири заявил, что события в Украине могут привести к росту цен на продовольствие и голоду в мире. Он отметил, что бассейн Черного моря — один из важнейших регионов для производства зерна и сельскохозяйственной продукции. На Украину и Россию приходится 30 процентов мирового экспорта пшеницы, 20 — мирового экспорта кукурузы, 76 — поставок подсолнечника, поэтому любые перебои в производстве или поставках неизбежно приведут к росту цен.

Печальные новости не заставили себя долго ждать: хлеб в Кении уже подорожал более чем на 40 процентов. А ведь от поставок пшеницы из России и Украины зависят десятки стран. И многие из них относятся к беднейшим в Северной Африке, Азии, на Ближнем Востоке. А там, где голод, начинаются бунты, вооруженные конфликты и, как следствие, миграционные кризисы. И стоит только представить, что в ЕС хлынет волна голодных беженцев, как масштабы катастрофы становятся еще более пугающими.

Однако далеко не только и не столько зерно беспокоит европейцев. Они могут вырастить и сами. Но… С осени в Европе твердили о неподъемных тарифах на электро­энергию, что не могло не сказаться на химической промышленности. Цены на газ уверенно росли.


Еще в прошлом году крупнейшие производители Yara, CF Industries, Fertiberia приостановили выпуск азотных удобрений, резко взвинтив цены на них. Фермеры испугались за урожай, и небезосновательно. Голландские тепличники откладывали сроки сева овощей, цветов, а некоторые, понимая бессмысленность работы при таких затратах, досрочно прекращали сезон. В Великобритании возник дефицит замороженного мяса из-за нехватки сухого льда.

Весенний виток санкций усугубил ситуацию. Резко вспорхнули цены как на топливо, так и на удобрения. При этом Россия на внутреннем рынке зафиксировала их на отметке в три-четыре раза ниже, чем в Европе, ввела временное ограничение на экспорт.

По информации Росстата, в прошлом году производство минеральных удобрений страна-соседка увеличила на 5,6 процента, до 24,9 миллиона тонн (в действующем веществе). Около 65 процентов рассчитывалось на экспорт. В том числе четверть поставляемых объемов — в ЕС и США.

Тут-то западные аналитики и спохватились, зачирикали на все стороны про неминуемую катастрофу. Ведь, как оказалось, альтернатив прежним поставкам в нужном объеме пока нет. В Африке азотных, фосфорных удобрений самим мало, в Северной Америке все, что есть, а и этого мало, поставляют местным фермерам. Да и канадские предприятия вмиг перестроиться не сумеют.

Очевидными стали два варианта для европейцев: экстренно сокращать посевные площади либо растить урожай без минеральных удобрений. Право выбора.

Тотчас же европейские страны будто под копирку защебетали, запаниковали. Одними из первых были эстонские фермеры. Примерно две трети необходимых им удобрений, корма для сельхозживотных раньше поставляли Россия и Украина. Вдруг всем стало ясно, что Россия — ключевой поставщик ресурсов, без которых привычный уровень повседневного европейского комфорта оказался болезненно дорогим. 

Неужели европейские аналитики столь недальновидны и подумать не могли о таком исходе? А если предполагали, так зачем вводили санкции? Смело и безрассудно. События в Украине и антироссийские санкционные пакеты вышли боком для самого Запада, стремительно разгоняя цены на энергоносители и продукты питания.

Ценники в магазинах стали меняться с завидным постоянством. Например, в марте продукты питания, алкоголь и табак подорожали на 5 процентов по сравнению с 4,2 процента в феврале. Необработанные продукты питания подорожали на 7,8 процента из-за сезонных факторов и более высоких затрат на транспортировку и удобрения.

Годовая инфляция в еврозоне выросла до 7,5 процента по сравнению с 5,9 процента в феврале. Цены только на энергоносители выросли на 44,7 процента в годовом исчислении — ошеломляющий рост по сравнению с 4,3 процента в марте 2021-го. 

Высок риск приостановки многих производств, заводов, покупательная способность домохозяйств падает с рекордной скоростью. Усиливается страх перед стагнацией. И ведь в перспективе никто улучшения ситуации не прогнозирует. Это пугает европейцев вдвойне.

По сообщениям немецкого издания FOCUS, в Германии, называемой экономическим двигателем Европы, на этой неделе крупные дискаунтеры и супермаркеты анонсировали очередной рост цен на продукты питания. Некоторые продукты, в частности рапсовое масло, и вовсе исчезли с полок магазинов. В течение нескольких недель ограничивается продажа маргарина и сливочного масла.

Согласно данным опроса Национальной статистической службы Соединенного Королевства каждый третий британец начал экономить на электричестве и продуктах питания. Стоит вспомнить и слова президента Франции Эммануэля Макрона о возможности введения продуктовых чеков.

Пищевая промышленность Нидерландов отрапортовала о неизбежности перехода с подсолнечного на пальмовое масло. У производителей продуктов питания запасов растительного масла хватит еще на три-пять недель. Отраслевые объединения немецких птицеводов обратились к министру продовольствия и сельского хозяйства ФРГ Джему Оздемиру с призывом немедленно прекратить производство биотоплива. Недопустимо делать из зерна этанол, его надо пустить на корма. 

В Литве в марте инфляция достигла 15,5 процента — самый высокий уровень в ЕС, предприятия изо всех сил пытаются избежать потери конкурентоспособности. Польские фермеры в Варшаве устроили акции протеста против повышения цен на газ и удобрения. Их переживания ясны: по прошлому году потребность в природном газе составила 21 миллиард кубометров, 55 процентов из которых прямыми поставками закрывала Россия.

Что же касается удобрений, то в конце марта, по сообщениям одной британской аналитической компании, индекс цен достиг показателя 377. Это значительно превышает предыдущий рекорд, зафиксированный в 2008 году. С начала 2020-го цены на азотные удобрения выросли в четыре раза, на фосфаты и калийные — более чем в три.

А ведь на долю России приходится 22 процента мирового экспорта аммиака, ключевого ингредиента азотных удобрений, 14 процентов мирового экспорта мочевины и 14 — экспорта моноаммонийфосфата. На Россию и Беларусь — примерно 20 процентов экспорта калия. Быстро им найти замену не получится. 

Как гром среди ясного неба: информация о том, что Вашингтон решил смягчить санкции против российских удобрений (азотных и калийных), предложив отнести их к критически важным импортным позициям. 

Погода также добавляет хлопот аграриям. В Канаде — одной из мировых житниц — продолжается засуха, не хватает влаги и посевам в США, Франции, Бразилии. 

Кстати, последняя вознамерилась увеличить площади сева пшеницы на 33,4 процента, что составит 3,64 миллиона гектаров. Но есть опасения, что погода внесет свои коррективы, не хватит семян, еще больше вырастут цены на топливо и удобрения. В ЕС также в текущем сезоне планируют ввести в сельхозоборот почти 4 миллиона гектаров залежных земель, хотя это будут и не самые продуктивные поля. 

bernikovich@sb.by

По материалам интернет-ресурсов.

Коллаж Елены Черной «СГ».
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter