Хлеба или зрелищ?

О нынешнем обществе
Мой путь на работу пролегает мимо гостиницы «Планета». По утрам здесь интересно наблюдать за офисными мальчиками и девочками, встречающими и провожающими своих зарубежных боссов. Бойко чирикают на английском и немецком, безукоризненно соблюдают каноны деловой моды и очень точно копируют образ жизни, где царят дорогие марки, известные брэнды и аромат дорогого парфюма. И знаете, встреча с ними бодрит, как бодрит запах «Дживанши», случайно «встреченный» в задымленном воздухе родного города... Понимаешь, что надо к чему–то стремиться, надо так же встречать партнеров, что–то оживленно с ними обсуждать, садиться в блестящую машину и ехать куда–то, на ходу согласовывая по мобильнику условия совместного бизнеса...

Вот и вчера я шла по обычному маршруту, припорошенному долгожданным снежком. И вот какая деталь вызвала у меня вначале усмешку, а потом навела на размышления, которыми я хотела бы поделиться с читателем. Дворник тщательно расчистил территорию от выпавшего снега — но! Только строго по маршруту своих богатых постояльцев — от дверей «Планеты» и вплоть до того места, где они уже открывали дверцы своих «Мерседесов». Вся остальная территория была девственно нетронута. И похоже, никого не волновало, что здесь же ходят и другие, простые пешеходы, не принадлежащие к деловой касте, но тем не менее такие же люди, заслуживающие чисто подметенной дорожки. Мне, кстати, тоже пришлось вскоре свернуть со сверкающего чистотой «бизнес–оазиса» чуть в сторону, где я тут же поскользнулась и чертыхнулась...

Не кажется ли вам символичной эта картинка? Да, у нас в стране появляется бизнес–элита, но не напоминает ли это нам создание параллельных миров, не имеющих ничего общего с жизнью, которая находится совсем рядом, стоит только сделать шаг в сторону... Как говорится в одной навязчивой рекламе: «Если тебя нет здесь, тебя нет вообще»... Звучит как девиз продвинутых и успешных, но на самом деле смысл слогана жутковат: что значит — «нет вообще»? Куда вы подеваете 90 процентов тех, кто не входит в вашу касту — выбросите на обочину, на Марс, в газовые камеры?

Вот, например, вся Россия обсуждает автомобильную аварию, в которой погиб известный московский журналист Бачинский. Журналисты исследовали каждый сантиметр той злосчастной дороги, на встречную полосу которой, нарушив правила, выскочил классный радиоведущий, но, увы, плохой водитель Бачинский. Брали интервью у всех его коллег и освещали чуть ли не в прямом эфире панихиду... А уж про Бачинского публика узнала все подробности — от рождения. И какой он был талантливый, и добрый, и набожный... Покойный стал первым человеком...

А в это время в больнице тихо скончалась женщина, получившая травмы в той аварии по вине Бачинского, еще трое прикованы к постелям с тяжелыми увечьями. Но никто даже имени их не вспомнил. Потому что они «простые», а простые люди никому не интересны.

Зато нам с избытком показывают и рассказывают про певичек «Сливки»–МакSим, хотя что это за люди и почему я должна читать про их новых–старых мужей? Или вот уже на телеэкранах царит новая каста — мисс, модели, «фабрикантки» и прочие конкурсантки, стремящиеся отвоевать свое место под солнцем с помощью внешних данных. Конечно, это их дело, чем зарабатывать на жизнь, но почему журналисты с упоением считают сантиметры на их бедрах да бюстах и никого не интересуют «простые люди»?..

А много ли вы видели или читали репортажей о трудовых буднях предпринимателей: как они по три дня, без душа и туалета, проводят в автобусах? Как женщины–«челноки» тащат на себе баулы, ломая каблуки и позвонки? Как греются в дороге спиртом? Это было «неформатом», пока не появилась возможность устроить из проблем мелкого бизнеса большое политическое шоу. Вот тогда–то рядом с ними появились камеры, фокусирующиеся, впрочем, на флагах, лозунгах и прочей политической бутафории.

«А что вы хотели, — тут же парировал мне знакомый политик, с которым я поделилась подобными размышлениями. — Мы же живем в информационном пространстве. Тут действительно важно шоу. Важно «засветиться». А простые люди? Кому они нужны? Пусть их проблемами занимаются власти...

Кстати, в душе я очень желаю, чтобы у предпринимателей все сложилось. Чтобы у них была работа, а у нас возможность купить качественный и дешевый товар. Шоу и шоуменами мы уже сыты по горло... И к слову, я не очень понимаю одну известную писательницу, которая упрекает свой народ — мол, белорусы хотят только поесть... Общество может считаться цивилизованным, если все граждане могут удовлетворить главные потребности. Предлагать людям хлеб — честнее, чем пустые зрелища, которые если кого-то обогащают, то армию «продюсеров», «журналистов» и прочих тружеников шоу-бизнеса...
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter