Хлеб в цене всегда. А картофель сегодня...

Ажиотаж вокруг продуктов питания в последнее время не утихает. Многие страны озабочены обеспечением продовольственной безопасности, пытаясь пополнить запасы хлеба, мяса, овощей, других продуктов. Неблагоприятные погодные условия привели к снижению ожидаемого уровня урожая пшеницы в Центральной и Восточной Европе. Однако их производство, считают эксперты, будет достаточным для удовлетворения спроса. Другое дело — цены, в такой ситуации они неумолимо сохраняют тенденцию роста.

В этом году Беларусь планирует экспортировать партию пшеничной и ржаной муки, а также ячневой и овсяной круп. Другие страны в них нуждаются, а нам хватит с лихвой...

Ажиотаж вокруг продуктов питания в последнее время не утихает. Многие страны озабочены обеспечением продовольственной безопасности, пытаясь пополнить запасы хлеба, мяса, овощей, других продуктов. Неблагоприятные погодные условия привели к снижению ожидаемого уровня урожая пшеницы в Центральной и Восточной Европе. Однако их производство, считают эксперты, будет достаточным для удовлетворения спроса. Другое дело — цены, в такой ситуации они неумолимо сохраняют тенденцию роста.

ИХ колебания на пшеницу привело к тому, что только за август продовольствие в мире подорожало на пять процентов. По данным ФАО, это самое крупное повышение за месяц, начиная с ноября минувшего года. Многие аналитики высказывают предположение, что индекс пошатнулся в основном из-за внезапного скачка мировых цен на пшеницу, спровоцированного засухой в Российской Федерации и последовавшими ограничениями на экспорт этой продукции. Такой пробел, как известно, кому-то необходимо восполнять, в том числе для Египта, Турции, других стран — крупнейших потребителей российской пшеницы. В такой ситуации сохраняют высокие объемы ее экспорта США, который за август составил более 4,8 миллиона тонн.

По мнению экспертов, прогноз по мировому производству зерна снизился в этом году на 41 миллион тонн — до 2238 миллионов тонн по сравнению с июльским прогнозом. Но даже при таком его уменьшении мировые сборы зерна в 2010 году станут третьими по величине за всю историю.

Среди других причин колебания котировок — высокие цены на сахар и масличные культуры, что смогли ощутить уже потребители многих стран. Только в России в результате аномальной засухи пострадали более 22 тысяч хозяйств в 800 районах страны, а подтвержденные прямые затраты составили свыше 39 миллиардов рублей, заявила недавно министр сельского хозяйства этой страны Елена Скрынник. Гибель сельхозкультур произошла примерно на 13 миллионах гектаров, что составляет 17 процентов общей посевной площади страны. Режим чрезвычайной ситуации пришлось вводить в 38 регионах России. Но по утверждению главы аграрного ведомства, запасов зерна в стране достаточно как на продовольственные, так и кормовые цели. «С учетом прогнозируемого урожая зерна в объеме 60—65 миллионов тонн и переходящих запасов с прошлого года — 26 миллионов тонн, мы полностью обеспечиваем внутренние потребности, которые оцениваются в 77 миллионов тонн», — заявила министр в начале сентября на заседании президиума Госсовета в Саратове. При этом она отметила, что в настоящее время формируется приемлемый уровень цен для производителей и потребителей.

Падение внутренних цен на зерно, наблюдавшееся в конце июня в Украине, при появлении нового урожая в июле сменилось ростом. За три недели (с 5 по 26 июля) экспортные цены на фуражную и продовольственную пшеницу и ячмень выросли на 15—20 долларов за тонну. Поднялись цены на ячмень и в Казахстане. В первую очередь это вызвано увеличением спроса на фураж, так как Россия и Казахстан в последние два года больше внимания уделяли развитию животноводства. Поэтому в настоящее время ячменя Казахстану нужно примерно на 30 процентов больше, чем два года назад. А его стоимость, по мнению аналитиков, будет расти и дальше. Возможно, что она сравняется со стоимостью пшеницы третьего класса.

Озвучен в России и прогноз по урожаю картофеля на текущий год — 22 миллиона тонн при потребности 28 миллионов. Из-за засухи наши восточные соседи планируют закупить его около четырех миллионов тонн. То есть наш «второй хлеб», производству которого во время недавних рабочих поездок Президента страны по южным регионам так много уделялось внимания, несомненно, будет востребован. К тому же, как сообщилось в СМИ, с начала года картофель в России подорожал более чем в полтора раза. При этом представители розничных сетей отмечают, что эта продукция выросла в цене в два раза буквально за последние два-три месяца. Так что не случайно сегодня можно встретить у нас гонцов за ней из различных уголков России. В ближайшие дни за картофелем ожидается крупный автодесант из Казахстана. Уже расписаны практически все районы, которые готовы поставлять наш «второй хлеб» за пределы страны.

ЕЩЕ в начале августа в Министерстве сельского хозяйства и продовольствия Беларуси прошли переговоры с делегацией Департамента продовольственных ресурсов Москвы о возможных объемах и сроках поставки овощей из Беларуси в Москву. В частности, российскую сторону интересовали тогда картофель, морковь и лук. А возможные поставки «второго» белорусского «хлеба» в Белокаменную тогда оценивались примерно в 40 тысяч тонн. В этом году мы готовы на продажу выставить даже около 50 тысяч тонн пшеничной и ста тысяч тонн ржаной муки, а также продать 15 тысяч тонн ячневой и 7—8 тысяч тонн овсяной круп. А в ближайшее время Беларусь и Россия подпишут новое соглашение о взаимных поставках сельхозпродукции. Аграрные ведомства двух стран уже ведут активный диалог, обсуждая перспективы поставок мясной и молочной группы товаров.

Российская Федерация, как известно, является основным внешнеторговым партнером организаций, подведомственных Минсельхозпроду. По данным Белстата, за январь—июнь в Россию поставлено продукции на 919,6 млн. долларов США, или 144,4 процента к аналогичному периоду 2009 года. Удельный вес этой страны в общем объеме экспорта составил за полгода более 95 процентов. Правда, в структуре поставок преобладали в основном молокопродукты, сухое молоко, мясные изделия, казеин. Теперь к ним добавится и продукция растениеводства. При этом Москва является основным покупателем нашего продовольствия.

СИТУАЦИЯ на продовольственном рынке нашей страны опасений не вызывает. Она вполне стабильна. Об этом не раз заявляли руководители соответствующих министерств и ведомств. С учетом кукурузы, крупяных культур будет собрано более 9 миллионов тонн зерна. Но такой урожай для нас не потолок. Так, по мнению Владимира Гусакова, заместителя председателя президиума Национальной академии наук, доктора экономических наук, профессора, только за счет соблюдения технологии урожайность зерновых можно довести до 40—45 центнеров с гектара, что даст возможность получать по 12 и более миллионов тонн зерна, и даже выйти к концу пятилетки на производство 14—15 миллионов тонн. В результате пятую часть этой продукции можно будет продавать. Покупатели на такой товар, как известно, всегда найдутся.

Что же касается недавних волнений на мировом рынке зерна, то они будут обсуждаться на специальной сессии Межправительственной группы по зерну и Межправительственной группы по рису ФАО, которая состоится 24 сентября. По мнению официального представителя этой организации Хафеза Ганема — помощника генерального директора по экономическому и социальному развитию, продовольственного кризиса не предвидится, однако необходим более стабильный рынок. Несмотря на недопроизводство пшеницы в Российской Федерации, запасы зерна в мире остаются на высоком уровне. При таких условиях мы не думаем, считает он, что приближаемся к новому продовольственному кризису, однако будем продолжать пристально наблюдать за ситуацией.

Анатолий ЦЫБУЛЬКО, «БН»

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter