Александр Лукашенко заслушал доклад о реорганизации сельскохозяйственных производственных кооперативов

Хлеб растет на земле, а не на форме собственности

Как уже сообщала «СГ», в пятницу Александр Лукашенко заслушал доклад о реорганизации сельскохозяйственных производственных кооперативов (СПК). Президент вернулся к этой теме не случайно. Согласно Указу № 349, к концу года необходимо преобразовать СПК в более прогрессивные и соответствующие законодательству организационно-правовые формы. Но на Всебелорусском народном собрании прозвучала тревога по поводу поголовного переформатирования СПК в ОАО, высказывались предложения о внесении в документ корректировок. Некоторые его нормы были неоднозначно восприняты руководителями и членами СПК. Президент тоже высказывается предельно откровенно: «Если просто у кого-то чешутся руки обязательно и сельское хозяйство модернизировать и приспособить, как вы пишете, в прогрессивные формы превратить, то не мешайте работать крестьянам и не лезьте в их вопросы».


Победителем районного соревнования на уборке среди молодежных экипажей стал старший комбайнер Сергей Ляпко из ОАО «Глусская Заря» Глусского района.
НА СНИМКЕ: заместитель начальника управления сельского хозяйства и продовольствия Глусского райисполкома Валерий ГЛАЗ и Сергей ЛЯПКО.

СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫМИ производственными кооперативами бывшие колхозы стали с 2001 года, когда были внесены изменения в Гражданский кодекс. В сущности, тогда менялось только их название, а форма собственности оставалась, как и прежде, частной. В уставах СПК практически не предусматривалось изменений в отношениях собственности внутри колхоза: не решены вопросы о паевых взносах, о порядке определения доли колхозников в имуществе и расчетов при выходе из кооператива. Словом, противоречий более чем достаточно. Надо было приводить все это в соответствие с нынешним законодательством. Один из путей – реорганизация СПК в ОАО. 

Вряд ли кто-то возьмется оспаривать, что в подавляющем большинстве случаев переформатирование СПК в ОАО оправданно. Ведь у нас немало хозяйств, где стоимость основных фондов в несколько раз меньше задолженности перед бюджетом. Нередко сразу после акционирования дышащие на ладан хозяйства присоединяются к более успешным, с сильной командой, возглавляемой разумным руководителем. В ОАО намного проще привлечь инвесторов, включая иностранных. Это и цивилизованный способ решения долговых проблем предприятий АПК: часть акций только что созданных ОАО передавалась бы государству в счет погашения долгов перед бюджетом. Тому есть конкретные примеры. 

СПК «Старица-Агро» Копыльского района акционировался в 2004 году, сначала в ЗАО, затем в ОАО. Его директор Владимир Рудаковский рассказывает, что первоначально коллективу досталось 97 процентов акций, 3 процента — государству. Дела шли неплохо, поэтому акционерам выплачивали даже дивиденды. Хозяйство развивалось, модернизировалось, в том числе благодаря субсидиям и дотациям государства, поэтому далее доля акций райисполкома увеличивалась на размер госпомощи: 75 процентов акций в собственности райисполкома, 25 – «Старица-Агро». Небольшие дивиденды также шли на воспроизводство и развитие хозяйства. В прошлом году из бюджета «Старице» выделили 16 миллиардов рублей госпомощи. Казна не бездонная бочка: взял – сумей отдать. Владимир Рудаковский спокойно и логично объясняет, что на ближайшем собрании намерены снова вносить корректировки. У коллектива останется не более 20 процентов акций. Директор, отдавший сельскому хозяйству не один десяток лет, убежден, что от смены вывески никакой разницы не будет: «Колхоз был, колхоз и остается». И в этом нет ничего плохого. 

Да, за счет передачи доли акций государству мы смогли эффективно оздоровить и льнозаводы, и часть КХП. Однако в случае с сельхозпроизводством такой подход срабатывал не всегда эффективно. По данным Белстата, в январе—октябре 2016 года в хозяйствах всех категорий производство сельхозпродукции увеличилось по сравнению с соответствующим периодом 2015 года в сопоставимых ценах на 3,8 процента. В сельхозорганизациях — на 3,6 процента больше. Однако экономическая эффективность не радует: почти четверть из них убыточны. За 8 месяцев чистый убыток превысил 175,5 миллиона рублей, увеличившись к аналогичному периоду прошлого года на 30,5 процента. Да и 60 процентов прибыльных хозяйств работают на грани эффективности – с рентабельностью до 5 процентов.

Что изменится при акционировании? В набирающем обороты процессе преобразования не забываем ли мы о самой цели преобразования? Нам ведь нужны не реформы ради реформы, а эффективные собственники и платежеспособные, самоокупаемые хозяйства. Таких не много. Но они есть. Какой тогда экономический смысл реорганизации высокоэффективных сельхозпредприятий, которые работают прибыльно, платят налоги, исправно выполняют госзаказ? 

— Хорошо, что Президент услышал нашу озабоченность, что при принятии этого непростого решения должны восторжествовать целесообразность, разум и логика, — рассуждает председатель СПК «Колхоз «Родина» Белыничского района Александр Лапотентов. – Да, для хронических должников акционирование – это, похоже, единственный выход и шанс. Ну а нашему кооперативу, который работает прибыльно, не сидит в долговой яме и на шее у государства, это зачем? Потратить массу денег на смену вывески и переписывание документов? 

По мнению опытнейшего хозяйственника и успешного агроменеджера, для труженика очень важно понимать, что и его зарплата, и благополучие хозяйства в целом напрямую зависят от его конкретного вклада. Он – собственник. 

Но есть существенный нюанс. Для членов СПК могут ввести субсидиарную ответственность. Что это такое? Субсидиарная – значит дополнительная ответственность за результаты хозяйствования, его эффективность всех участников производственного сельхозкооператива. 

МИНИСТР сельского хозяйства и продовольствия Леонид Заяц утверждает, что при реорганизации в ОАО все меры экономического стимулирования и господдержка сохраняются. Трудовые отношения с работниками продолжаются на условиях, предусмотренных ранее заключенным коллективным договором. Открытые акционерные общества — правопреемники всех обязательств СПК, поэтому сохраняются и льготы для людей, и трудовой стаж, и их рабочие места. Единственное – форма собственности теперь государственная, и решения по тем или иным производственным вопросам принимает уже не правление с дальнейшим утверждением на общем собрании коллектива, а это делает после согласования с райисполкомом наблюдательный совет, созданный в каждом хозяйстве, в состав которого входят как представители ОАО, так и государства. 

Можно долго спорить, какая форма хозяйствования на селе лучше. Но для того, чтобы сказать, что лучше, мы должны создать условия, равные для всех форм хозяйствования, и предоставить людям право выбора. Надо суметь соединить производителя и собственность, задействовав личный интерес. 

germanovich@sb.by
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter