Интервью с создателем театра «Территория мюзикла» Дмитрием Якубовичем

Хлеб Остапа Бендера

Елена Дубровская, Александр Осипец, Юлия Шпилевская служат в разных театрах, но в последнее время часто собираются вместе — репетируют «12 стульев» по мотивам одноименного романа Ильфа и Петрова. На «Территорию мюзикла» их пригласил Дмитрий Якубович, он же Остап Бендер. Что выйдет из этой авантюры, пока сложно сказать. С создателем театра и исполнителем главной роли мы разговариваем о грядущей премьере мюзикла-мистификации и будущем его антрепризы.



— Дмитрий, вам не кажется, что «12 стульев» — это не ново, а значит, не очень интересно?

— Я думаю, что это роман на все времена. Проходят годы, столетия, но человеческие отношения не меняются. К тому же мы взяли либретто, написанное Марком Захаровым и Юлием Кимом несколько лет назад. Действие перенесено в наше время, точнее, на слом эпох, когда разваливался Советский Союз.

— Фильм с участием Андрея Миронова был настолько хорош, что ему не требуются театральные ремейки. Вам не кажется, что вы рискуете?

— Все спектакли в принципе отличаются от кинофильмов, часто это бывает не в пользу первых. Но у нас очень много музыки, народный артист России Геннадий Гладков уже после выхода картины дописал несколько произведений. Много хореографических номеров — словом, есть все, что должно быть в мюзикле.

Но наш герой по характеру близок к персонажу Андрея Миронова. Только теперь поменялась вывеска: например, у нас вместо богадельни райсобес. Люди, окружающие Остапа, стали более циничными, а сам он остался романтиком. При неудачах в поиске стульев он не отчаивается, а идет дальше в поисках своей мечты. Мне кажется, должно получиться интересно.

— Несколько лет назад в Белорусском государственном академическом музыкальном театре уже ставили «12 стульев», причем вы были балетмейстером-постановщиком. Зачем дважды входить в одну реку?

— Там был балет, а здесь мюзикл. К тому же у нас история другая: в центре человек, который становится винтиком в советской системе. Да и хореография иная. У меня был соблазн что-нибудь взять с той постановки, но у нас новая аранжировка, поэтому практически все пришлось переделывать. Ко всем известным шлягерам добавилось несколько произведений, с ними пришлось, что называется, работать с нуля. Дописано действительно много, даже целые сцены. Например, появляется завхоз, который обворовывает старушек из ансамбля патриотической песни.

— У вас практически стопроцентное сходство с Андреем Мироновым, почему в прошлый раз не сыграли главную роль?

— Мне предлагали, но я физически не мог это сделать. И потом, я все-таки артист музыкального театра, а не балета. Это, как говорят, две больше разницы, поэтому и отказался. А сейчас я в своей стихии. Совмещать работу хореографа и артиста сложно, прежде всего не хватает времени. Материал объемный, роль тоже. Плюс ко всему надо «собирать» спектакль, заниматься организационной работой, костюмами, декорациями. Я с самого начала понимал, что будет сложно, но Геннадий Гладков сказал: «Дима, это твоя роль».

— Чем Бендер Якубовича будет отличаться от Бендера Миронова?

— Миронов мне очень нравится и подсознательно я, наверное, хотел бы быть на него похожим. Но в любом случае постараюсь найти что-то свое. Конечно, можно сказать: «Мы не хотим, чтобы Якубович был похож на Миронова», но от этого только потеряем, ведь это великий актер. И придумать что-то гениальное после него очень сложно.

— Жанр музыкальной комедии в стране переживает не лучшие времена, сложно было найти других персонажей?

— Кастинг не проводили, со всеми ребятами были знакомы до этого, работали в других проектах или в наших предыдущих постановках. Когда задумали ставить «12 стульев», сразу прикинули, кто кого может сыграть. Если пятьдесят процентов ролей сразу распределены, то можно делать спектакль. Мы изначально видели Елену Дубровскую мадам Грицацуевой, Александра Осипца Кисой Воробьяниновым, а Илону Казакевич Эллочкой. Мне кажется, у нас собрался неплохой актерский ансамбль.

— Близок ли вам по духу ваш персонаж? 

— Знаете, иногда мне кажется, что дух авантюризма у меня все-таки присутствует, иначе разве мы с Анастасией Гриненко открыли бы «Территорию мюзикла»? Да и сама постановка этого спектакля тоже дело очень опасное и сложное. Мюзикл масштабный, много музыки, костюмов, большой актерский коллектив. Причем все актеры играют по несколько ролей, это действительно мистификация, здесь постоянно кто-то перевоплощается. Кстати, мы заметили, что на Бродвее сейчас тоже такая тенденция, возможно, связанная в том числе и с финансовой стороной вопроса. Да и для самого артиста, мне кажется, это хороший тренинг. Мало кому из творческих людей нравится исполнять эпизоды, а вот быть в постоянной круговерти — это совсем другое дело.

— Дмитрий, а быть владельцем театра сложно?

— Конечно. Все упирается в финансы. Зарплата актерам — это только небольшая часть расходов. Реклама, аренда, костюмы — вот что тянет карман. Но тем не менее мы собрали единомышленников, а вместе всегда легче и веселее. Надеюсь, что Дворец профсоюзов станет нашей постоянной площадкой, и люди начнут нас воспринимать как отдельный музыкальный театр.

— Сколько спектаклей должно быть в репертуаре, чтобы иметь своего зрителя и безбедно существовать?

— Минимум пять — семь названий, что-то должно уходить, а что-то появляться. Чтобы уверенно держаться на плаву, надо давать в Минске в месяц до десяти спектаклей. У нас, конечно, таких показателей пока нет, но мы ездим по стране.

Идеальный фактор — это наличие своей площадки. Тогда бы мы могли собрать штат работников на постоянной основе, а не подстраиваться под другие театры. Соответственно, увеличилось бы и количество спектаклей. 

В Москве есть театр Рыбникова, подобный нашему, правда, какую-то дотацию они получают от государства, за что рассчитываются спектаклями. То есть доходы, полученные на московской площадке, они отдают, а зарабатывают именно на гастролях по России. В нашем случае особенно не разживешься на спектаклях в регионах страны, поэтому для нас важно иметь постоянную площадку в Минске. 

— Так можно ведь гастролировать по России, другим русскоязычным странам.

— Да, это хороший вариант, но из-за того, что большинство наших актеров связаны обязательствами с другими театрами, нам сложно выкроить несколько дней, чтобы отправиться на серьезные гастроли. Но мы уже выезжали в Смоленск, сейчас есть предварительные договоренности с Латвией и Литвой. В следующем сезоне хотим проехать по нескольким регионам России. 

— Не сожалеете, что заварили эту кашу — открыли свой театр?

— Иногда накатывает. Но свой хлеб, каким бы он ни был, все-таки слаще.

stepuro@rambler.ru
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter