Хлеб останется, вирус отвалится

Даже сейчас, почти в середине весны, оглядываясь на месяц-полтора назад, не могу не заметить: и год вообще, и хлеборобский в частности начинались как-то не так. Конечно, учитывая все это, сложно предположить, как он сложится в дальнейшем. Но у меня сейчас не тема прогнозов. Так вот, осенью все, кто хотел и мог, отсеялись в срок с озимыми, подняли зябь. И даже те, кто с извечной крестьянской работой — вспашкой — не справился, получили возможность делать это чуть ли не до первой весенней сеялки. Зимы, как известно, почти не было, стало быть, первая стартовая пора очередного сельхозгода — осень плавно перешла во вторую — весну. Сказать, что она была в этом году ранняя, может даже новорожденный. Но и эта пора выдалась какой-то затянуто-холодной, непредсказуемой. Ко всяким природным финтам попривык сельчанин, и можно было бы и на сей раз предсказывать ему вырванную у небесной канцелярии очередную победу…


Если бы не два обстоятельства: високосный год и острый дефицит влаги. Первое, конечно, куда более пакостное. Как бы там ни было, но год, который, по преданиям, приносит неприятности, стихийные бедствия и катастрофы, надо постараться достойно и аккуратно пережить. Хотя он, к величайшему сожалению, на сей раз полностью подтвердил свои угрожающие характеристики. Такой ниспосланной в 2020-м всей планете беды никто и в страшном сне не мог предвидеть. Високосный явил миру невиданного прежде человеческому разуму нового вируса-убийцу…

На этом фоне, безусловно, скупость небес на снег и дожди выглядит скромной природной шалостью. Но в итоге и она могла бы вылиться в уже рукотворную беду. Засуха… Пусть не тотальная, да и не совсем засуха — дефицит влаги в самый вегетативный период, способный нанести серьезный урон земледельческой отрасли. Для безграмотного, не сведущего в технологиях хлебороба даже такой катаклизм более чем серьезная угроза будущему урожаю. К счастью, наш отечественный аграрий давно к таковым не относится, он, слава богу, сам многоопытен и вооружен новейшими достижениями науки и техники.

Засуха проверяла хлеборобов на прочность и в последние годы. Исходя из этой, можно сказать, наметившейся тенденции, они меняют тактику и стратегию в отрасли, стараясь минимизировать потери. Сейчас, в середине апреля, важно, в частности, как можно быстрее отсеяться, сделать это технологично, вовремя закрыв в почве имеющуюся влагу. Что, собственно, и делается в большинстве хозяйств… 

Вот почему сеятелям, как и всем сегодня в сельском хозяйстве, надо спешить, им некогда. Не совсем корректно сравнивать их с врачами, которые на переднем крае истинной борьбы с бандитом-вирусом, но определенные параллели все же напрашиваются. У каждого, кто в этих профессиях, своя передовая! Только хлеборобская передовая не носит оттенков какого-то особого героизма, беспредельной жертвенности. Никто, за исключением районок и «СГ», системно не восславляет «каждодневный трудовой порыв» участников нелегкой весенней страды, да, собственно, и слов таких мы стараемся не употреблять. И, может быть, зря!

Ведь за все это время, которое прошло с момента осознания очень сложной эпидемиологической обстановки, ни один трактор, ни одна сеялка не остановились по этой причине. И на животноводческих комплексах продолжается непрерывный производственный цикл, продукция полей и ферм ритмично поступает на переработку, а оттуда — в торговлю. Сельчане, их партнеры ни на минуту не ослабили свой трудовой ритм!

Да, конечно, с рекомендованными мерами предосторожности и профилактики, учитывая угрозу вирусных инфекций, с усиленной степенью ответственности руководителей за санитарное состояние рабочих мест, но отрасль работает на полную катушку. И ни на кого не оглядываясь. Потому что если не они, то кто!

вот еще что замечено за сельчанами. Точнее, не замечено. Никто из них не щемится в социальные сети, чтобы разместить там какой-нибудь высосанный из пальца пасквиль: дескать, а у нас в хозяйстве, в районе… Кто-то из дилетантов, не знающих самой души этих людей, крестьянского менталитета, спросит у меня: а почему? Ответ простой, на этот счет я уже неоднократно высказывался публично: особенная порода! Тут и в самом деле вспоминаются забытые слова Николая Тихонова: «Гвозди бы делать из этих людей!..» 

Здесь, в деревнях, агрогородках, знают: без хлеба нет и не будет жизни ни при каких обстоятельствах: ни сверхрадостных, ни архитрудных. Это убеждение глубоко и прочно находится в самом сердце не только хлебороба, крестьянина — всей белорусской нации. Да и сельчанин, который трудится не покладая рук, всегда искренне убежден: это и есть его месседж, его послание всему обществу. В срок посеять, затем вырастить и убрать достойный, порой вопреки многим объективным вводным, урожай, которым можно вдоволь накормить свою страну, соседей по земному шарику.

А все остальное приложится. Сельчане работают и верят всем, кто делает это так же добросовестно и системно на своих участках — своим коллегам-рабочим, смежникам, врачам, ученым, местным органам власти, Правительству и 

Президенту. Особенные слова благодарности от них сегодня — конечно же, врачам, всему медперсоналу: от нянечек в больницах сестринского ухода до министра. За их круглосуточную, по крайней мере многих, службу, за беспримерное служение долгу, своему народу.

Крестьяне не любят и не умеют говорить громких и пафосных слов. Но все, что думают и переживают, к чему стремятся, они демонстрируют профессионализмом, трудолюбием. А еще сплоченностью — против дефицита влаги, високосного года, вирусной напасти. Сплоченностью вокруг единой беды: напрячь все силы всех, чтобы выстоять и превозмочь. Стало быть, будем с хлебом и победим все опасные боязни и болезни!

mikhovich@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter