Как сопоставить аппетиты покупателей, производителей и торговли на главный продукт

Хлеб не с потолка

ЦЕНЫ — тема вечная. Они волнуют всех и каждого, особенно на продукты. Мы внимательно изучаем ценники, иногда не ленимся обойти пару-тройку магазинов в поисках более дешевых товаров. На днях не могла сдержать улыбку, когда увидела ошарашенного покупателя, который долго молча и с недоверием рассматривал ценник на полукопченую мойву — 104 тысячи за килограмм. Ну Бог с ней, с мойвой. Что с нашим главным продуктом — хлебом? 


В январе Правительство отпустило на свободу цены на социально значимые продукты, оставив, правда, за собой право вмешаться в ситуацию в случае, если ценники начнут зашкаливать. Но управлять ими Минторг сможет не более 90 дней в году. Теперь производитель сам будет решать, по какой стоимости поставлять в магазины продукцию. Потребитель всполошился: не начнется ли ценовая свистопляска и как это отразится на его кошельке? Само собой разумеется, хлеб — под особо пристальным вниманием.

В СТРАНЕ ежегодно производится в среднем полмиллиона тонн хлебобулочных изделий около 200 сортов — на любой вкус и кошелек. Хотите дорогой с сухофруктами и орехами — пожалуйста. Предпочитаете экономичный и традиционный вариант — выбирайте на здоровье. И что показательно: за месяц, прошедший с момента отмены регулирования цен на социально значимые продукты, хлеб не подорожал. Кстати, наверняка многие удивятся, что до сих пор государство регулировало лишь цену ржаного хлеба в «кирпичиках», выпекаемого по самой простой рецептуре без добавок, да несдобных батонов. А вот остальные сорта — давно в свободном плавании. И если, например, в 2013 году социальные буханки подорожали на 46 процентов, или на одну-две тысячи, то сорта со свободными ценами отметились куда более скромным ростом цифр на ценниках — всего на 15 процентов. Практически та же ситуация прослеживалась до нынешнего года. 

При этом ассортимент ежегодно обновляется. Среди наиболее популярных сортов по-прежнему «Нарочанский», «Двинский», «Траецкі», «Борисовский», «Юбилярный». Характерно, что в последние годы популярность обычного пшеничного и ржаного хлеба падает. Потребитель отдает предпочтение продукту  с обогащенной рецептурой, диетическому и диабетическому. Если в 2000 году удельный вес диетических хлебобулочных изделий составлял менее одного процента, то уже  в прошлом  — почти 40 процентов в общем объеме хлебобулочного ассортимента товаров. Белорусы стали и разборчивее в выборе, и  есть хлеб стали меньше.  Для сравнения: в 2001 году  его ежедневное  потребление приближалось к 120 граммам, а на протяжении последних лет — всего 65. Кстати, меньше хлеба  стали есть  и во  всех европейских странах. Например,  сегодня житель Германии в год съедает всего 75 килограммов его,  Австрии — 78,  Англии — и вовсе 38,  России — 95 килограммов. 

И все-таки, конечно, есть опасения, что цены чувствительно рванут вверх. Но экономисты объясняют, а чиновники надеются — свободный рынок и здоровая конкуренция сделают свое дело. Сегодня монополия разрушена: около 75 процентов хлеба выпускают объединения хлебопродуктов, почти 22 — система потребкооперации,  2—3 процента приходится на долю частных фирм. Но, несмотря на незначительный удельный вес, частники, сетевики начали составлять  серьезную конкуренцию государственным комбинатам. Именно она, по идее, должна сдерживать рост цен эффективнее всех постановлений и распоряжений. 

В БЕЛАРУСИ работают 22 комбината хлебопродуктов, подведомственных Минсельхозпроду.  В 2015 году мукомольной продукции они произвели свыше 600 тысяч тонн, из них более половины хлебопекарной, полностью закрывая потребность внутреннего рынка. Часть идет на экспорт.

Последние  годы мукомолы понемногу снижают объемы производства. Мера оправданная: на складах ежегодно скапливается невостребованный торговлей продукт. Да и цены  разных  отечественных производителей  отличаются ненамного. Покупателю килограмм обходится в среднем по  8—10 тысяч, что не поддается никакой логике в сравнении, скажем, с  бутилированной водой.  А вот по сравнению с импортной — наша дороже. Понятно, какой хозяйки отдадут предпочтение. Мука дорожает — спрос падает. Это, как теперь говорят, тренд последних нескольких лет. Казалось бы, закон конкуренции должен сыграть свою роль. Муки в магазинах — завались, значит, снижайте цены. Однако этот рыночный закон не работает. Почему? Мукомолы еле держатся на плаву. Рентабельность белорусских мельниц — от нуля до максимум 10 процентов. 

Из чего складывается себестоимость муки? На разных комбинатах хлебопродуктов  она отличается. Это зависит от сырьевых зон, мощности складов. И конечно же, закредитованности предприятия: за последние  годы комбинаты провели серьезную модернизацию. Но последние два года закупочные цены на пшеницу Минсельхозпрод не повышает. В себестоимости муки они занимают до 65 процентов, 35 — затраты непосредственно на помол. В среднем  (из-за разных сроков хранения и плавающих тарифов) себестоимость  килограмма  пшеничной муки высшего сорта колеблется в пределах 6 тысяч рублей.  

А вот хлебозаводы во все времена  относились к стратегическим объектам и были гарантом хлебной и ценовой стабильности. Но сегодня производство  хлебов  продолжает  оставаться практически убыточным. Хлебопеки  утверждают, что значительный удельный вес в структуре себестоимости занимают затраты на сырье и материалы. Чтобы испечь хлеб, нужна мука, с ценами на которую мы уже разобрались, вода, дрожжи, соль, сахар и множество других компонентов. 

В себестоимости хлеба 65  процентов — материальные затраты. Из них 56  процентов — стоимость сырья,  9  процентов —  затраты на упаковку, электроэнергию и топливо. Остальные 35 распределяются на зарплату хлебопекам — 6 процентов,  коммерческие расходы (логистику, транспорт, рекламу) — 14, общепроизводственные и общехозяйственные расходы (содержание и обслуживание оборудования, зданий, кредиты) — 15 процентов. Понятно, при постоянном росте цен на эти составляющие хлеб не может не дорожать. Другое дело — насколько.

ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННО обойдя с десяток магазинов, убедилась в широком разнообразии выбора по сортам и ценам. На вопрос, какой вид хлеба пользуется наибольшим спросом, толком не смог ответить ни один продавец. Пожимая плечами, поясняли, что  каждый покупатель выбирает по вкусу и деньгам. Один из наиболее разговорчивых продавцов все-таки поведал, что  быстро разбирают «Майский».

Вот на его примере и проиллюстрируем рост цен. Так вот, если два года назад «Майский» стоил 7400 рублей за 900 граммов без упаковки, то  сегодня  покупатель заплатит 7300 рублей за 450 граммов в упаковке. То есть вдвое дороже. 

Интересуюсь, какова отпускная цена хлебозаводов и торговая надбавка. В минские магазины «Майский» поставляется  по 6050  рублей с НДС плюс 15-процентная торговая надбавка.  15 процентов — это потолок: отпустив цены производителей, Правительство продолжает сдерживать аппетиты торговли. 

В крупных сетях продавцы утверждают, что спрос на хлеб не изменился. Более того, потребитель все чаще выбирает буханки со всевозможными добавками и вкусностями: одни любят с семечками, другие — с вкраплениями из заморских фруктов. Люди старшего поколения предпочитают классические виды. Они и дешевле, и на вкус привычней. 

 В магазинчиках шаговой доступности ситуация несколько иная. Директор одного из них рассказала: «Немного, но спрос упал. Ежедневно  на пару лотков меньше заказываем».

Как все это сказывается на нашем кошельке? Если взять среднюю цену в 15 тысяч рублей за килограмм, то получится, что, съедая в день 200 граммов, человек потратит 3 тысячи рублей, или 90 тысяч  рублей в месяц. Много это или мало? Все относительно. Есть люди, которые могут себе позволить купить буханку хлеба и за 50 тысяч, и за 100, но покупают ее за 20 тысяч рублей. А рядом находится человек, для которого и это немалые деньги.  

НЕ НУЖНО быть экономистом, чтобы понимать: при постоянном удорожании сырья и энергоресурсов цена хлеба не может стоять на месте. Кроме того, хлебопекарная отрасль особенно и ежедневно зависит от колебаний спроса и предложения на этом рынке.  Сегодня  производители  уже не диктуют ассортимент, а подстраиваются под спрос, стараясь  учитывать разные доходы и предпочтения потребителей. Подтверждение тому  — мнение одного из директоров:

— При всем желании ни мукомолы, ни хлебопеки, ни торговля не поднимут цены на хлеб выше возможностей покупателей. Мы же разоримся! 

germanovich@sb.by
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter