У нас — битва за урожай, а у них — мировая война за продовольствие

Хлеб насущный

Помню, как на закате СССР посмеивались люди над новостями из программы «Время» на тему уборочной, как известные на всю страну юмористы шутили о «битве за урожай» под громкие аплодисменты залов и хохот телезрителей. Да что СССР! И сейчас нет-нет да и услышишь пренебрежительное «опять они про это село», «что за колхоз». Однако из года в год тема урожая поднимается на совещаниях самого высшего уровня. Вот и во вторник, 26 июля, она стала главным событием дня в нашей стране, собрав на селекторном совещании у ­Президента членов Правительства и руководителей госорганов, глав областей и районов, руководителей крупных аграрных хозяйств и предприятий. А все потому, что, как сказал Александр ­Лукашенко, «вопрос успешной уборочной кампании для Беларуси — стратегический». Тем более когда на мировом горизонте маячит призрак голода…

Хлеб всему голова! А также рис и кукуруза

Среди стран, лидирующих по производству зерновых культур, в 2021‑м первая пятерка выглядела так: Китай, США, Индия, Россия, Бразилия. Эти государства в совокупности вырастили около 55 процентов всех зерновых, среди которых пшеница, рожь, рис, ячмень, кукуруза и т.п. На 9‑м месте в прошлом году была Украина, производившая около 2,15 процента мирового урожая зерна. По производству отдельного, но наиболее важного вида зерновых — пшенице — места распределились следующим образом: Китай, Индия, Россия, США, Канада. Украина тут на 8‑м месте.

В этом году прогнозируется некоторое изменение состава мировых лидеров в производстве зерна. Китай, США, Индия и Россия сохранят свои места, а вот на пятую позицию выйдет Индонезия, оттеснив Бразилию на шестую строчку рейтинга.

Среди экспортеров — поставщиков зерновых на международный рынок расклад уже несколько иной. На первом месте в пятерке — Россия (более 20 процентов рынка), затем США, Канада, Франция и Украина (ее доля — около 9 процентов).
Кто же главный потребитель? Это, безусловно, Азия с ее перенаселенными территориями и климатическими условиями, не всегда пригодными для получения больших урожаев.
Китай и Индия практически все производимое зерно отправляют на внутренний рынок, а Поднебесная к тому же является и одним из крупнейших покупателей иностранных злаков (находится на второй позиции по этому показателю). На первом месте по зависимости от импортных зерновых — Египет, в пятерку входят Индонезия, Турция, Бангладеш. Большие импортеры зерна — страны Северной Африки, Филиппины, Евросоюз (особенно Италия, забирающая себе более четверти всех поставляемых в ЕС зернопродуктов).

При этом топ-5 значительнейших сельскохозяйственных экспортеров мирового масштаба выглядит так: Китай, США, Бразилия, Индия, Россия. Как вы понимаете, между ними идет определенная конкурентная борьба за рынки. И вот тут мы подходим к самому интересному.

Удобрение — мать растений

Крупнотоварное производство сельскохозяйственной продукции в современном мире невозможно без использования удобрений. Поэтому сельхозпроизводители напрямую зависят от мирового рынка азотных, фосфорных и калийных удобрений.

Мировой рынок минеральных удобрений более чем на 50 процентов — это рынок азотных удобрений. Основное сырье для их производства — аммиак и природный газ. Ну а стоимость газа нынче на мировых биржах (особенно в Европе) сами знаете какая. На днях он торговался свыше 2300 долларов за тысячу кубометров!
Но уже при стоимости около 1000 долларов все производство азотных удобрений в Евросоюзе стало нерентабельным. И вот ряд предприятий приостанавливает работу или вовсе закрывается (как, например, один из крупнейших британских заводов по производству данного продукта в пригороде Честера). И приходится закупать минеральное сырье у того, кто подешевле предложит.
А с этим как раз очередная проблема. Ведь действуют санкции, наложенные Евросоюзом на Россию и Беларусь, с помощью которых пытаются запретить продажу и транспортировку удобрений, а также «снижают зависимость» от российского газа, повышая тем самым его стоимость. Проигрывают Европа, Россия и, как ни странно, Бразилия, закупавшая азотные удобрения у России. В выгоде — США. Они нарастили в последние годы собственную добычу газа и теперь предлагают его и создаваемые с его помощью удобрения европейским партнерам, а заодно пытаются войти на латиноамериканский рынок, замещая выпавшего по политическим причинам конкурента.

Честная конкуренция? Забудьте!

Такая же петрушка и с калием.
До 2021 года крупнейшими производителями и поставщиками калия на мировой рынок были Канада, Россия и Беларусь. На их долю приходилось до 60 процентов всех мировых поставок.
Но вновь санкции, вначале со стороны США, затем Евросоюза, перекрытие в феврале — марте транзитного потока через порты стран Балтии. И неважно, что убытки от потери транзита несут экономики Литвы и Латвии — лишь бы побыстрее отчитаться перед заокеанским хозяином о строгом следовании в фарватере его курса!

Результат — резкий взлет цен и значительное сокращение объемов поставляемых калийных удобрений.

Наиболее сильно это ударило по Бразилии (закупала до 40 процентов удобрений в России и Беларуси), Индии, Китаю, которым просто неоткуда взять выпавшие объемы. Канада, состоящая в союзных отношениях с США, может наращивать свои производственные мощности не более чем на 1 млн тонн в год, что является каплей в море. Одной только Индии требуется около 23,5 млн тонн калийных удобрений до октября этого года!
А нет удобрений — нет и урожая. Вот вам и призрак голода! И совсем ни при чем тут невозможность вывезти из украинских портов мизерные по мировым меркам запасы пшеницы. По подсчетам аналитиков, их там не более 14 млн тонн (мировое потребление в 2021 — 2022 годах — 776 млн тонн). А все дело в нечестной конкуренции, которую развязали США, используя для решения своих экономических целей военные и политические методы.
Не в первый раз, кстати.

Белорусский фронт

На этом фоне мировой войны за продовольствие ситуация с белорусской «битвой за урожай» выглядит вполне себе оправданной. Газ у нас по 127 долларов (спасибо Союзному государству!), есть собственные (мирового масштаба) запасы калийных удобрений, сельское хозяйство развивается по всем направлениям, полностью обеспечивая внутреннее потребление, продовольственную безопасность страны.
Экспорт,  кстати, постоянно растет: если в прошлом году на внешние рынки было поставлено сельхозпродукции на 6,7 млрд долларов США, то в этом планируется перешагнуть рубеж в 7 млрд.
А к 2025 году, по мнению министра сельского хозяйства и продовольствия Игоря Брыло, будут достигнуты и все 8 млрд! А в основе этих достижений — пристальное внимание со стороны Главы государства, неизменный спрос с местных руководителей, постоянная забота о тех, кого называют избитым штампом «труженики села».

Но раз идет мировая война за продовольствие, то и внимание Верховного Главнокомандующего на белорусском фронте тут весьма кстати.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter