Правительство отпустило цены в свободное плавание

Хлеб карман не тянет

ВЧЕРА вступило в силу постановление Правительства, по которому из списка социально значимых товаров исключены все позиции, в том числе молоко, мясо, рыба, птица, крупы и детское питание. Цена даже хлеба насущного отпущена в свободное плавание. Правда, государство оставило за собой право вмешаться, в случае если ценники начнут зашкаливать. Но управлять ими Минторг сможет не более 90 дней в году. 


Теперь производитель сам будет решать, по какой стоимости поставлять в магазины продукцию. Потребитель не на шутку взволнован: не начнется ли ценовая свистопляска и как это отразится на его кошельке? 

Экономисты свободное ценообразование приветствуют. Ведь любое госрегулирование ведет к искажению рынка. Без сомнения, рады и производители, которые зачастую вынуждены были продавать продукцию в убыток.  А вот покупатели — в унынии: кто ж не воспользуется возможностью поднять цены! А простор для деятельности и самодеятельности здесь может быть огромнейшим. В октябре минувшего года Национальный статистический комитет заглянул в наше меню и привел данные о том, сколько основных продуктов питания ежегодно съедает среднестатистический  белорус. По сравнению с 2005  годом в рационе жителя нашей страны стало на 42 процента больше мяса и мясных изделий. Потребление яиц увеличилось за десятилетие на 15, овощей и бахчевых культур — на 13 процентов. Количество фруктов и ягод в нашем меню выросло почти на 62 процента. За восемь месяцев 2015 года белорусы  купили еды на 100,3 триллиона рублей — среднемесячный «чек» составил примерно 12,5 триллиона, а в расчете на душу населения приходилось около 1,3 миллиона рублей в месяц на продукты.  

Конечно, в том, что подорожают основные продукты питания, приятного мало. Но и ничего революционного не случится. Напомним, Минэкономики впервые отказалось от регулирования цен на большинство товаров еще в 2011 году. Тогда, если бы предприятия из-за девальвации рубля не имели возможности самостоятельно устанавливать цены, они бы разорились. Позже государство, беспокоясь за малоимущих белорусов, решило ограничить рост цен по 27 продовольственным товарам первой необходимости. Однако со временем этот список изрядно сократился. В последний раз — в начале 2014 года. Вольную получили субпродукты, вареные колбасы и сосиски, сливочное и растительное масло, рыба, сахар, мука, крупы. Затем производители получили право самостоятельно устанавливать отпускные цены на потушную говядину и свинину, мясокостный полуфабрикат из свинины в виде отрубов. 

Что касается хлеба, то наверняка многие удивятся, что до сих пор государство регулировало лишь цену ржаного хлеба в «кирпичиках», выпекаемого по самой простой рецептуре без добавок, да несдобных батонов. А вот остальные сорта — в свободном плавании. И что интересно: например, в 2013 году «социальные» буханки подорожали на 46 процентов, или на одну-две тысячи, при этом сорта со «свободными» ценами отметились куда более скромным ростом цифр на ценниках — всего на 15. Практически та же ситуация прослеживалась до нынешнего года. 

Показательно, что в целом ежегодное потребление хлеба в рационе белоруса падает: со 116 килограммов в 2001 году до 60—65 в 2014-м. В среднем получается 165 граммов в сутки на душу населения при медицинской норме 200—250 граммов. Цены в магазинах — на любой кошелек: в среднем от 6 тысяч рублей до 20 тысяч. Если взять среднюю цену в 15 тысяч рублей за килограмм, то получится, что, съедая в день 200 граммов, человек потратит 3 тысячи рублей, или 90 тысяч рублей в месяц. Много это или мало? Если принять среднюю зарплату в 5—6 миллионов, то хлеб в расходах занимает в среднем около 2 процентов. Как видим, черные  буханки  — это  не самая большая статья расходов наших граждан. Хлеб карман не тянет, если учесть, что один талончик в городском транспорте стоит 5,5 тысячи рублей. 

И все-таки стоит ли опасаться, что цены чувствительно рванут вверх? Это вряд ли. Во-первых, есть немалый риск получить по шапке. Во-вторых, экономисты объясняют, а чиновники надеются — свободный рынок и здоровая конкуренция «сделают свое дело». Сегодня хлебная монополия разрушена: около 75 процентов хлеба выпускают объединения хлебопродуктов, почти 22 — система потребкооперации, 2—3 процента приходится на долю частных фирм. Но, несмотря на пока незначительный удельный вес, частники начали составлять серьезную конкуренцию государственным комбинатам. Именно она, по идее, должна сдерживать рост цен эффективнее всех постановлений и распоряжений. Но главный фронт конкурентной борьбы — не цены, а качество хлеба.

Так как же быть, чтобы и потребители были сыты, и производители целы? Дело власти — поддерживать беднейшие слои населения. Остальное сделает здоровая конкуренция. Сегодня производители уже не диктуют ассортимент, а подстраиваются под спрос, стараясь учитывать разные доходы и предпочтения потребителей. 

germanovich@sb.by
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter