Узаконеное браконьерство: почему арендаторов пускают на заповедные территории ,а местных жителей - нет

Хитрости тихой охоты

Начался сезон ягод и грибов. Все больше народу стремится в лес. Но одно дело собирать дары природы на обычной опушке, где людьми уже все хожено-перехожено, и совсем другое — делать это на заповедных, строго охраняемых территориях. Там и ягода вроде послаще, и грибы побольше... Но попробуй зайди в такой лес без разрешения — уже за одно пребывание в нем тебя могут оштрафовать. Не зря жители деревни Березино, что в Докшицком районе, жалуются: живем в охранной зоне, до заповедника от личного подворья 20 шагов. А зайти туда права мы не имеем. А вот минчане, витебчане, жители Борисова и других регионов страны приезжают — им зеленый свет. Тихая охота для них — без проблем. 


Фото dvoretckii.fl8.ru


Почему так происходит? Этот вопрос всплыл не случайно. Сельские Советы, на территории которых расположены деревни, входящие в состав особо охраняемых территорий, с каждым годом регистрируют все большее количество людей, заключающих договоры аренды с местными жителями. То есть, чтобы на равных с местными удить рыбу в заповедном озере, собирать в лесу грибы да ягоды, достаточно сделать видимость «съема угла». Конечно же, в большинстве своем никто на арендованных метрах сельских усадьб не живет. Просто по договоренности с хозяевами платят в налоговую по 8 рублей ежемесячно и без проблем пользуются лесными богатствами. 

Только по одному Домжерицкому сельсовету нынешней весной и летом было заключено более 60 таких договоров. Кто «арендаторы»? В сельсовет для заключения договоров приходят в основном люди среднего возраста. Те, кто имеет работу, семью и жилье в больших городах страны. Понятно, что никто из них не собирается здесь «временно пребывать» и жить по месяцу или даже по году. 

Но ведь именно для тех, кто решил приятно провести выходные или отпуск, порыбачить день-два, есть и другие варианты. Не подлежащие этическому и экологическому сомнению. Приезжаешь, скажем, на базу отдыха Березинского биосферного заповедника — тебе выдают официальное разрешение. Иди себе, рыбачь или грибы собирай. Но для «корыстных» туристов это, конечно же, невыгодно. Ведь, во-первых, на полгода номер или домик тут не снимешь — цены кусаются. Уже не 8 рублей в месяц нужно заплатить, а 30—300, и в сутки. Во-вторых, зачем такие хлопоты, если можно взять разрешение на год вперед и приезжать в лес или на озеро тогда, когда тебе вздумается? 

Уверена, когда в стране формулировали законодательство о том, что арендаторы жилья приравниваются в правах к местным жителям, никто и не думал об обратной стороне медали. О том, что этим способом будут пользоваться гости заповедных мест. Конечно же, при таком положении дел вполне можно понять возмущение коренных жителей окружающих заповедник сел. Не будут же они ходить к своим соседям, чтобы заключать с ними чисто формальные договоры о съеме углов и комнат. Как-то это все неправильно… 

Да, дети, внуки и другие близкие родственники сельчан, проживающих на особо охраняемых территориях, имеют право пользоваться дарами природы. Это справедливо. Что касается других «лазеек», проторенных ушлыми горожанами, то их, уверена, нужно прикрывать. Кстати, если проехать сегодня по тому же Березинскому заповеднику, то можно насчитать десятки машин с номерами всевозможных регионов страны. Они стоят у шлагбаумов, преграждающих въезд на территорию леса. Вечером эти машины, но уже с добычей, выезжают на трассу и следуют домой. Повторюсь: никто из арендаторов съемным жильем не пользуется. То есть это такая завуалированная форма браконьерства. 

Сегодня на заповедной территории Домжерицкого сельсовета проживает около 500 человек, здесь насчитывается 264 хозяйства. Судите сами: если в каждом из домов зарегистрируют хотя бы по одному «гостю», то из заповедника в итоге вынесут тонны рыбы, черники, лисичек и боровиков. 

Кстати, ставки налога за сдачу внаем жилья в сельской местности не зависят от того, где это жилье находится — в обычной деревне или в заповедной. Может быть, их повышение для населенных пунктов, расположенных на особо охраняемых территориях, — это один из наиболее оптимальных вариантов решения проблемы? По крайней мере, съемщиков однозначно станет меньше, а доходы государства вырастут…  
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter