Хирургия доброты.

Его главный принцип: к маленьким пациентам нужно относиться как к своим детям.

Его главный принцип: к маленьким пациентам нужно относиться как к своим детям.

Заведующий хирургическим отделением Витебской областной детской клинической больницы Николай Зуев за свою многолетнюю практику спас немало жизней, и это дает ему право утверждать, что в жизни ничто так не ценится, как доброта.

Николай Зуев вышел из операционного блока с чувством легкой усталости, но напряженный темп больничной жизни не позволял расслабиться ни на минуту. Он считает, что во время встречи с родителями маленького пациента надо объяснить все как есть без утайки. Сколько было за его 36-летнюю практику так называемых нетипичных случаев! Вот и сейчас — экстренная операция по поводу деструктивного аппендицита у двухлетнего Ванечки. Коварный недуг развивается стремительно и уже через двое суток может привести к тяжелым осложнениям.

— Хирургия — это постоянный экстрим, — говорит Николай Иванович. — Но на первом месте должна быть голова, а ни руки, какими бы золотыми они ни были... Лучше семь раз отмерить, но один раз отрезать.

В медицину его, сельского паренька из маленькой деревушки в Городокском районе, наверно, и привела та самая доброта. С детства он видел, как тяжело болеют люди, и поэтому выбор был сделан в пользу самой гуманной профессии.

Отец Николая вернулся с фронта без ноги. За неделю до победы его ранило на улице Берлина. Трое суток пролежал на месте ранения — кругом рвались снаряды, и двое санитаров, попытавшись вынести раненого из кровавого пекла, сами подорвались на мине. После войны отец пожил недолго, да и мама рано ушла из жизни.

Тридцать два года работает Николай Зуев в Витебской областной клинической детской больнице. И никогда ни на минуту не пожалел, что стал детским хирургом.

— А ведь дети боятся одного вида белого халата. Как вам удается установить контакт с маленьким пациентом?

— Его надо любить, как своего сына или как внука. И никакой боли. Сейчас все хирургические вмешательства проходят без боли, с наименьшим психологическим дискомфортом. Медицина за эти три десятилетия изменилась до неузнаваемости: земля и небо! Работать интересно. Постоянно все меняется и много нового.

На рабочем столе заведующего отделением — обязательный журнал “Новости хирургии”.

Он стал первым детским хирургом в Витебске, оперирующим на легком. Было это еще в 1986 году, после стажировки у профессора Баирова в Санкт-Петербурге. Николай Иванович честно признается, если в чем-то сомневается — всегда обращается за помощью к более опытным коллегам. Это его правило. В отделении Зуева впервые освоили и урологические операции. Теперь делают все, за исключением пересадки почек.

Самый маленький пациент в его практике весил всего 880 граммов. У новорожденного была врожденная патология пищевода. После операции ребенок быстро пошел на поправку.

А сколько выросло таких малышей, которые в первые дни своей жизни прошли через операционную и даже не догадываются, что “добрый дядя” в белом халате им подарил второе рождение. И только у доктора все больше седины прибавляется после каждой такой операции. Представляете — на улице жара 30 градусов, в операционной — все 36! А хирурги в бахилах, с повязками на лице — и так несколько часов... А если не все складывается так, как должно было бы... А если организм пациента все-таки дал сбои и не подчиняется обычной логике врачевания?

И все же больше помнится хорошее. Счастливые глаза матерей и благодарность за то, что доктор вернул ребенку здоровье и радость.

Очередной телефонный звонок — на операцию везут малыша, проглотившего монету.

— Чего только мы не извлекаем из маленького организма! — говорит Николай Иванович. — И булавки, и гвозди, и батарейки. Создаем настоящий музей инородных тел. 

Но это уже отвлечение от темы. Хирургу Зуеву не свойствен назидательный тон, не тот характер. Он просто идет навстречу страждущему, по первому зову — на помощь.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter