«Химзащита» для первоклассника

Где «здоровая» школьная одежда?
Где «здоровая» школьная одежда?

Уже третью неделю ходит на занятия мой сын–второклассник — и все это время как немой укор. Школе, настоятельно рекомендующей деловой стиль одежды. Предприятиям, ее выпускающим. И, конечно, нам, родителям, которые очень хотели, но так и не смогли одеть его в соответствии одновременно с новыми требованиями к внешнему виду и с элементарными гигиеническими нормами.

Не сомневаюсь, если бы этикетки нашей школьной «униформы» дали сегодня изучить санитарному врачу, он пришел бы в тихий ужас. В брюках — 35 процентов шерсти, остальное — полиэфир. Сорочка и пиджак — по 35 процентов вискозы и по 65 — ПЭ. Жилетка — вообще 100 процентов синтетики. Выходит, все пять уроков 8–летний мальчик будет запаян в одежду, хорошо если на четверть состоящую из натуральных волокон. Это значит: учиться с «побочными эффектами» — потея (тело–то не дышит!), рискуя подхватить очередное ОРЗ или заработать повышенную раздражительность и утомляемость.

Впрочем, что я жалуюсь? Наша «упаковка» — еще не худший вариант, это показывает рейд по секциям «Одежда для школьников», где до сих пор толкутся такие же, как мы, бедолаги–родители. В 2 случаях из 10 их встречают «химические на все 100» брючки, сарафаны и пиджаки — минимум на две трети из синтетики...

— Женщины, я вам в сотый раз объясняю: нет у нас натуральных рубашек для младших школьников! Сорочки для них шьют две фабрики, и везде в основном 65 процентов ПЭ на 35 вискозы, — устало повторяет продавщица универмага сбившимся в кучу мамашам.

Родительские поиски напоминают старую миниатюру Жванецкого. Были подходящие костюмчики, но вчера. Есть совсем не подходящие, но сегодня. Есть более или менее, но для детей старшего школьного возраста. Есть хлопковые сорочки, но мало того, что с коротким рукавом, так еще и в «неделовую» клетку, а то и в экзотические цветы. Нашлась, правда, одна идеальная рубашка — в виде... хлопковых блузок для девочек, к тому же за 40 тысяч рублей. Остается мечтать уже в духе Гоголя: кабы к этой сорочке да тот фасон да такую цену...

И ведь в чем парадокс? Раньше медики лишь советовали выбирать для детей одежду из натуральных материалов — льна, хлопка, шерсти, на худой конец, из вискозы. Но на исходе прошлого года вышло постановление трех министерств (образования, здравоохранения и торговли) «О некоторых вопросах введения одежды делового стиля для учащихся учреждений, обеспечивающих получение общего среднего образования», был создан координационный совет по введению одежды делового стиля. А с 1 июля вступили в силу новые санитарно–гигиенические нормы для школьной одежды. И там четко записано: вложения синтетических волокон и нитей в текстильные материалы школьной формы всех возрастных групп не должны превышать 30 — 35% в изделиях блузочного и сорочечного ассортимента и 55% — в костюмах, подкладка должна быть выполнена из натуральных или искусственных волокон типа вискозы. Спрашивается: по прошествии двух месяцев должен был ассортимент «школьных» отделов состоять из «здоровой» одежды хотя бы на треть? Торговля разводит руками: продаем, что завезли, а завезли по старинке «царство синтетики». И это при том, что школьников обшивают более 20 предприятий, к новому учебному году, по данным Министерства образования, разработано около 300 моделей швейных и 280 — трикотажных изделий. Только сорочек для мальчиков один из ведущих наших производителей «Элиз» нашил 110 тысяч. А из каких тканей? «Ткани у нас импортные, европейские, сертифицированные, — уклончиво отвечает Денис Досин, начальник отдела маркетинга «Элиза». — Шьем мы и хлопковые, но в меньших объемах, и они существенно дороже. А с будущего года планируем, чтобы в составе сорочек было не менее половины хлопка». Пока же, увы, на этикетках абсолютного большинства однотонных рубашек отечественного производства красуется показатель содержания синтетики вдвое больший, чем требуют медики. «Ситуация, которая сложилась сегодня со школьной одеждой делового стиля, никуда не годится, — признает Алла Малахова, заведующая отделением гигиены детей и подростков Республиканского центра гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья. — О том, что вопрос в отношении санитарно–гигиенических требований к школьной одежде будет ставиться более жестко, производители знали еще с декабря 2005 года. По этой проблеме координационный совет собирался много раз, мы вместе смотрели, выбирали образцы тканей и т.д. Скажем, сорочечную ткань у нас в стране не производят, ее закупают. И предприятия обещали, что закупят то, что нужно, что соответствует новым нормам. А что получилось? Столько времени, сил затрачено впустую! Мой совет родителям: раз уж наши производители оказались не готовы, покупайте то, что считаете нужным. Никто не вправе заставить вашего ребенка носить синтетику. Объявляйте такой одежде бойкот! Мы ведь сами, взрослые, ее целый день не будем носить!»

Мамы с папами вынуждены искать варианты: шьют своим чадам костюмы в ателье из «правильных» тканей, разоряются на сорочки–блузки с вещевых рынков. Большинство же покупает что есть и покорно ждет, когда под требования к деловому стилю школьной одежды начнут подстраиваться не только дети–потребители, но и взрослые–производители, когда изгнанным из школ джинсам предложат здравую во всех смыслах слова альтернативу. Тем временем, как сообщила Алла Малахова, объявлен рейд по предприятиям, которые шьют детскую одежду. Планируют выяснить, насколько соблюдается на них новый СанПиН. Результаты проверки будут известны к концу сентября, о чем «СБ» обязательно сообщит.

Фото БЕЛТА.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter