100 лет РХБ защиты. Мы побывали в подразделении, выполняющем особые задачи

Химразведка доложила точно

СЕГОДНЯ исполняется 100 лет со дня основания войск радиационной, химической и биологической защиты. За эти годы солдаты-химики не раз доказывали свою эффективность на полях сражений и в чрезвычайных ситуациях, возникающих в гражданской жизни. Какие задачи выполняют эти войска сейчас? 

Чтобы ответить на этот и другие вопросы, корреспондент «СГ» побывал в 8-й Варшавской ордена Красной Звезды бригаде РХБ защиты в Старых Дорогах.

Дымовые машины в действии.

БРИГАДА — одна из старейших в Беларуси в этом роде войск. Ее история началась еще в годы Великой Отечественной войны, когда бойцы подразделения не давали немцам разрушить советские города с воздуха, плотно окутывая их дымом. Впоследствии солдаты продвигались на запад, прикрывая наступление войск 1-го Белорусского фронта. После окончания войны часть награждена орденом Красной Звезды за участие во взятии Берлина. А в 1986 году служащие одними из первых прибыли на ликвидацию последствий аварии в Чернобыле.

— Сегодня в состав 8-й бригады входят батальоны РХБ защиты, дымовой и огнеметный, а также подразделения обеспечения, — знакомит со структурой подразделения заместитель командира бригады по идеологической работе подполковник Андрей Черный. — Главные задачи, которые стоят перед бойцами, — разведка радиационной, химической и биологической обстановки, специальная обработка войск, а также ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций. Сюда же входит аэрозольная маскировка важных военных и гражданских объектов. 

Для решения таких задач нужна соответствующая техника. И ее в парке боевых машин предостаточно: только в постоянной готовности находятся десятки единиц техники. Вот, например, БРДМ-2рхб. Эта машина радиационной, химической, биологической разведки оснащена пулеметом и бронированным герметичным корпусом. Внутри целая лаборатория для поиска зараженных участков местности. Она может двигаться по территории, пораженной отравляющими веществами, как по жесткому бездорожью, так и в воде. Запас хода — 750 километров. Подполковник Черный обращает внимание на еще один образец — ТДА-2К. Внешне он мало чем отличается от обычного КамАЗа. Только вместо кузова здесь дымовая установка.

— Ей нужно не больше 5 минут, чтобы создать плотную завесу в 2 квадратных километра, — замечает мой интерес рядовой Вадим Бурый и с удовольствием рассказывает о вверенной технике. — И даже при дымопуске она может ехать со скоростью около 40 километров в час. 

Уроженец деревни Тычинки Узденского района по специальности водитель-химик. За 17 месяцев службы изучил машину от и до и несколько раз выполнял на ней учебно-боевые задачи. По сценариям, сельчанин в составе расчета из двух человек за несколько минут до сражения прибывал на поле боя и маскировал место подхода основной части войск.

— В первый раз это было волнующе и захватывающе, — делится воспоминаниями Вадим. — Казалось, что мы снимаемся в каком-то боевике со спецэффектами. Хватало, конечно, и сложностей: нужно учитывать погодные условия и рельеф местности. Но это пустяки по сравнению с надеванием на скорость защитного костюма «Л-1». Попробуйте успеть, когда вы сидите на водительском месте.

Обработка транспорта.

Что сложного может быть в том, чтобы надеть костюм за пару минут? Испытываю на себе. Рядовой Бурый приносит свой комплект «Л-1», в который входят куртка с капюшоном и брюки с чулками, а также пара двупалых перчаток. «Газы», — командует мне Вадим. В суматохе допускаю несколько ошибок, которые крадут у меня 10—15 драгоценных секунд, но в итоге справляюсь неплохо — минута с небольшим. Справедливости ради отмечу, что выполнял норматив в гражданской форме и без оружия на плече. А эти вещи также усложняют процесс. Поэтому в полном обмундировании и на месте водителя результат был бы намного хуже:

— По нормативам, — добавляет Бурый, — на надевание защитного комплекта уходит чуть больше 4 минут. Чтобы вписаться в эти рамки, пришлось тренироваться полторы-две недели. 

 Интересуюсь у военнослужащего, доволен ли службой:

— Отец перед отправкой сказал: «Бери все знания, которые можешь получить». Этим принципом руководствуюсь. В итоге окреп, возмужал и начал понимать такие вещи, о которых раньше не задумывался. Поэтому говорить, что потерял полтора года жизни, точно не приходится. Главное — правильно настроиться.

РЯДОМ с ТДА-2К стоит еще один интересный образец — РХМ-4. Эта машина на базе БТР-80 предназначена для химической разведки местности. Аппаратура соответствующая — на борту установлены дозиметры, газосигнализаторы и другие приборы, позволяющие распознавать заражение территории. Для безопасной работы борт РХМ-4 обшит защитными элементами, которые дают коэффициент ослабления 4. То есть если снаружи 8 микрозиверт в час, то внутри только две.

Командир отделения роты химической разведки сержант Павел Лобач из деревни Камено Вилейского района также заканчивает службу. Он человек с опытом: за полтора года в армии выходил выполнять учебно-боевые задания на РХМ-4 больше 10 раз. Кроме него, в экипаж машины входит старший химик-наводчик и водитель:

— При выполнении задач мы появляемся на зараженной территории первыми. Там ищем источники радиации, отравляющих веществ и биологических угроз, а опасные участки помечаем специальными желтыми флажками, чтобы колонна, двигаясь здесь, не попадала в зону воздействия. 

 Не страшно работать в условиях повышенной опасности, радиация и химическое заражение все-таки не шутки? На этот вопрос Павел отвечает однозначно:

— Бояться нечего, если соблюдать все меры безопасности, работать в строго отведенное время и в средствах защиты. Нас этому учили во время первого периода. Тогда мы работали с настоящими источниками радиации, которые прятались в цинковые коробки. 

Сержант Лобач отмечает одну особенность, которую заметил за время службы в РХБ защите: весь процесс ориентирован на практику. Военнослужащие не учат правила всухую, а на реальных примерах их отрабатывают. Его односельчанам, которые служили в других войсках, этого не хватало:

— Рад, что попал сюда. Получил такой опыт, который в чрезвычайной ситуации поможет сохранить жизнь мне и окружающим. Если служить, то только так. 

avramenko@sb.by

Фото автора и из архива 8-й бригады РХБ защиты
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter