Химия и жизнь

Почему наши производители полиэфирных нитей теряют свое превосходство на мировом рынке? Об экономических сложностях предприятия ОАО «СветлогорскХимволокно» осенью прошлого года много говорили представители Комитета госконтроля. Результаты проверки предприятия продемонстрировали сразу несколько проблем, которые контролеры назвали очень серьезными. В их числе фигурировали невыгодная продажа продукции за рубеж и недостаточная эффективность некоторых проектов проведенной модернизации. Проверка была рядовая, но реакцию она вызвала неоднозначную, ведь все градообразующие предприятия имеют одну характерную особенность: их экономические сложности ощущаются всеми жителями населенного пункта, на территории которого находится завод. Поэтому не стоит удивляться тому, что разнесшаяся народная молва вскоре напророчила чуть ли не полный развал «СветлогорскХимволокну». Наш корреспондент задался вопросом, как же складывается ситуация на самом деле, и направился в один из самых молодых белорусских городов, который романтично настроенные химики в 1960-х решили назвать Светлогорском. О том, что значит «СветлогорскХимволокно» для города химиков, говорить излишне. Промышленный гигант (территория которого, кстати, превышает 200 гектаров) считается чуть ли не единственным в мире производством, где на одной площадке выпускают полиэфирные и вискозные текстильные нити, вискозные кордные ткани, полимерные и углеродные волокнистые материалы, технические нити и чудо-волокно арселон, полипропиленовую упаковку. По примерным оценкам, в каждой второй-третьей семье Светлогорска непременно найдется кто-нибудь, кто трудится или трудился в химической промышленности. Всего на заводе занято 4,7 тыс. человек, а число ветеранов предприятия, работавших на протяжении всей его почти 50-летней истории, давно превысило шеститысячный рубеж...

Почему наши производители полиэфирных нитей теряют свое превосходство на мировом рынке?

Об экономических сложностях предприятия ОАО «СветлогорскХимволокно» осенью прошлого года много говорили представители Комитета госконтроля. Результаты проверки предприятия продемонстрировали сразу несколько проблем, которые контролеры назвали очень серьезными. В их числе фигурировали невыгодная продажа продукции за рубеж и недостаточная эффективность некоторых проектов проведенной модернизации. Проверка была рядовая, но реакцию она вызвала неоднозначную, ведь все градообразующие предприятия имеют одну характерную особенность: их экономические сложности ощущаются всеми жителями населенного пункта, на территории которого находится завод. Поэтому не стоит удивляться тому, что разнесшаяся народная молва вскоре напророчила чуть ли не полный развал «СветлогорскХимволокну».

Наш корреспондент задался вопросом, как же складывается ситуация на самом деле, и направился в один из самых молодых белорусских городов, который романтично настроенные химики в 1960-х решили назвать Светлогорском.

Набежала тучка на «солнечный город»…

О том, что значит «СветлогорскХимволокно» для города химиков, говорить излишне. Промышленный гигант (территория которого, кстати, превышает 200 гектаров) считается чуть ли не единственным в мире производством, где на одной площадке выпускают полиэфирные и вискозные текстильные нити, вискозные кордные ткани, полимерные и углеродные волокнистые материалы, технические нити и чудо-волокно арселон, полипропиленовую упаковку. По примерным оценкам, в каждой второй-третьей семье Светлогорска непременно найдется кто-нибудь, кто трудится или трудился в химической промышленности. Всего на заводе занято 4,7 тыс. человек, а число ветеранов предприятия, работавших на протяжении всей его почти 50-летней истории, давно превысило шеститысячный рубеж.

«Светлогорск — город химиков», — утверждает огромный бигборд на въезде. Как говорится, ни убавить ни прибавить. Ведь основу промышленного потенциала района составляют два градообразующих предприятия: ОАО «СветлогорскХимволокно» и ОАО «Светлогорский целлюлозно-картонный комбинат». Именно они производят свыше 70 % от общего объема выпускаемой промышленной продукции и считаются крупнейшими налогоплательщиками. Вскоре к этой «парочке» должен присоединиться еще один гигант — завод сульфатной беленой целлюлозы. Реализация проекта важна не только для страны, но и для самого Светлогорска. Химики замечают, что новый вид сырья, которое в настоящий момент активно закупается за рубежом, позволит не только снизить зависимость от импорта, но и начать выпуск новых видов продукции.

В ОАО «СветлогорскХимволокно», к примеру, уже пристально рассматривают возможность строительства еще одного завода по выпуску вискозного штапельного волокна, которое как раз и производят из беленой целлюлозы. Штапель — это фактически прямой заменитель хлопка, стоимость изделий из этого сырья на внешних рынках крайне высока, а поблизости от границ Беларуси конкурентов пока нет. Проект предусматривает производство мощностью до 80 тыс. тонн в год, что обещает в итоге миллионные прибыли. Но эти планы могут так и остаться нереализованными, ведь нынешнее экономическое положение завода вскоре не позволит помышлять о серьезных инвестиционных вложениях.

Руководство химпредприятия признает определенные сложности, связанные со своей работой, но считать их критичными упорно не хочет. Завод ведь даже не ушел в «минус», говорят здесь, работает пусть со «скрипом», но все же производство не останавливается, склады вовсе не завалены новой продукцией, которую никто не хочет покупать. Да и итоги 2013 года можно даже назвать неплохими. Да, чистая прибыль оказалась довольно низкой, но при этом большинство макропараметров выполнено с положительной динамикой. Даже размер заработной платы соответствует среднему по стране — на заводе в декабре получали по Br 5,2 млн. «Это не предел, зарплату работников мы не ограничиваем. Тот, кто старается, упирается, — тот у нас и получает нормально. У нас, кстати, и суммы по Br 8—9 млн. совсем не редкость», — рассказывает генеральный директор «СветлогорскХимволокна» Василий Костюкевич (на снимке).

В чем же тогда заключаются главные сложности в работе предприятия? Ответ прозаичен: в неудачно складывающейся конъюнктуре мирового рынка волокон. Сегодня в сегменте производства полиэфирных нитей позиции прочно заняли Китай и Индия. В этих странах существуют серьезные налоговые послабления для производителей, плюс сравнительно недорогая рабочая сила и невысоки затраты на энергетику — в итоге предприятия стран СНГ, а также крупные европейские и американские компании вынуждены спешно уступать места. Судите сами: сегодня в мире производится 24 млн. тонн полиэфирных нитей в год, мощности светлогорского завода — всего 38 тыс., что вроде бы не так уж и много. Но если до недавнего времени главный приоритет белорусского предприятия заключался в том, что логистика была очень удобна и для Европы, и для российских потребителей, потому что отгрузка товара осуществлялась максимум за два дня, то теперь все плюсы оказались нивелированы ценовым фактором. Китай, где сосредоточено 60 % мирового производства полиэфира, а 5 % их мощности закрывают потребности всей Западной Европы, переманивает покупателей. «Компаниям из Юго-Восточной Азии ничего не стоит сегодня резко снизить ценник, чтобы занять лакомые рынки», — объясняет Василий Костюкевич.

Сложившийся уровень цен заставляет уменьшать свои запросы практически до нулевой отметки рентабельности не только белорусов. Даже мировые нефтехимические гиганты уже начали торговать полиэфирными нитями себе в убыток. Однако такие волоконные предприятия там обычно входят в состав крупных корпораций, которые имеют собственное сырье и благодаря этому могут позволить себе снизить потери от производства волокон за счет другого бизнеса.

Хотя следует заметить, что полностью позиций европейцы не сдают, ведь уход с любого рынка означает немедленную его потерю для себя. А восстановление утраченного нередко становится очень дорогим проектом. Именно этим можно объяснить тот факт, что «СветлогорскХимволокно» также пока предпочитает торговать с Россией на не слишком выгодных для себя условиях — с рентабельностью от 0 до 3 %. «Китай продает свои нити по 1,8 доллара за килограмм, а себестоимость ПЭТФ белорусского производства для ее выпуска — 2 доллара за кило. И что нам остается делать? Если уступим, то начнем терять рынки, и освободившееся место моментально займут конкуренты», — констатирует гендиректор предприятия. Вот и получается парадокс, который не могли не заметить специалисты КГК: чем больше продаешь продукции за рубеж, тем получается хуже. И, увеличивая объемы продаж, рискуешь увеличить и убытки, ведь вынужденный дисконт никогда не бывает полезен карману.

Замкнутый круг и его масштабы

Практически все градообразующие предприятия — детища советского времени. Планово создавались, планово строились. И все финансировалось из госбюджета. Многочисленные государственные и оборонные заказы и огромная прибыль позволяли жить весьма вольготно. Но плановая система закончилась, госзаказы иссякли, начались рыночные отношения, которые ввели новые правила игры. Непонятную поначалу «арифметику» и «теоремы» пришлось заучивать наизусть. Кто не осилил «науку» — из игры выходил. В итоге из 25 заводов, аналогичных «СветлогорскХимволокну», работавших некогда на территории бывшего Союза, остались лишь единицы. Приятно, что три из них работают на территории именно нашей страны: в Светлогорске, Гродно и Могилеве. Все остальные либо перепрофилировались, либо развалились.

Говорить о том, что «СветлогорскХимволокно» государство не поддерживало и не поддерживает, — это значит кривить душой. Объем дотаций достаточно велик, да и в программе обновления основных фондов заводу заметно помогли. Но дело в том, что государственной помощи предприятию, чтобы выбраться из затягивающей трясины проблем, все равно не хватает. Например, на заводе в числе главных препон называют высокую стоимость электроэнергии. Монополия «Белэнерго» и высокие тарифы не позволяют снизить себестоимость продукции и сделать ее конкурентоспособной в момент начинающейся депрессии на мировом рынке. На предприятии даже пытались пробить на уровне правительства проект строительства собственной ТЭЦ, но получили вполне аргументированный отказ: зачем начинать новые проекты, когда через несколько лет под Островцом заработает АЭС и дешевой электроэнергии будет вдоволь для всех. К тому же разве рационально строить новые энергетические мощности, когда буквально за забором стоит точно такая же ТЭЦ, только чужая. Энергетики, кстати, готовы уступить и чуть подвинуться в цене, но без указки сверху делать это не уполномочены. Вот и получается замкнутый круг, который в перспективе проблемы одного завода может сделать проблемами целого города химиков.

Теряя в одном месте, найдешь в другом

Руководство предприятия не без удовольствия отмечает расширившуюся географию экспорта: еще в 2005 году белорусская полиэфирная нить «тянулась» всего в две страны мира: в Польшу и в Словению. Сегодня продукцию покупают 35 государств. Для того чтобы достичь этого, понадобилась масштабная модернизация. В соответствии с программой перспективного развития за последние несколько лет на «СветлогорскХимволокне» было реализовано полтора десятка инвестпроектов. Главный инженер предприятия Василий Вовк уверяет, что ни одно направление на заводе не оказалось неохваченным: в каждом цехе, на каждом участке ставилось новое оборудование. В итоге потребление энергии снизилось в 3,5 раза, а объемы выпуска продукции выросли в 2,5 раза. За последние годы производственные мощности по полиэфирным нитям увеличились в 1,6 раза, по нетканым материалам — в 4,1 (с 3,2 до 13,2 тысячи тонн в год), по спецволокнам — почти втрое (с 0,28 до 0,74 тысячи тонн в год).

В цехах, где когда-то выпускался уже никем не востребованный вискозный корд, ныне установлено новое оборудование для производства полипропиленовых мешков коробчатого типа и мягких полимерных контейнеров «биг-бег». Казалось бы, проходишь вдоль всей длинной линии, смотришь, как россыпи ПЭТФ превращаются в нити, потом сплетаются в ткань, и ждешь чуда. А в конце этой линии появляется нечто похожее на мешок для картошки. Впрочем, заводские специалисты говорят, что сейчас такая упаковка — один из самых востребованных товаров в ассортименте продукции предприятия. Многие компании заказывают их по несколько сотен тысяч штук в каждой партии, и, судя по импровизированной выставке прямо на стене цеха, где висят, как картины, мешки с логотипами компаний, заказчики весьма солидные. В их числе и именитые европейские производители.

Не так давно на заводе была смонтирована дополнительная установка для производства нетканого материала типа спанбонда. Инвестиции потянули на 20 миллионов долларов. Этот материал начал производиться еще в 1995 году и завоевал широкую популярность на просторах бывшего Союза, им были покрыты сотни тысяч теплиц на приусадебных участках граждан. Сегодня работники «СветлогорскХимволокна» сокрушаются, что не просчитали ситуацию на перспективу и решение значительно наращивать объемы производства этой продукции не было принято еще 15—20 лет назад. Посмотрев на белорусов, аналогичные производства открыли украинцы и россияне, и сейчас конкуренция в этом сегменте высока. Так что предприятие пытается бороться за внимание покупателей старым проверенным способом — снижая цены и повышая качество. А область применения спанбонда широка: гигиена, медицина, сельское хозяйство, строительство, упаковка, легпром, фильтрация, автомобилестроение, мебельная промышленность... «После модернизации производственной линии выпуск увеличился вдвое — до 10 тысяч тонн в год, а себестоимость нетканого материала снизилась почти на 8 %», — рассказывает Василий Вовк. Светлогорские нефтехимики уверяют: имеющийся пакет заказов ныне позволяет осуществлять отгрузку такого нетканого материала в адрес европейских потребителей в объеме более 2,4 тысячи тонн в год с рентабельностью 4,7 %. В 2014 году пакет экспортных заказов в страны дальнего зарубежья планируется заметно увеличить — до 6 тысяч тонн.

Сколько ниточке виться…

В Светлогорске сегодня мало что напоминает о романтиках 60-х, разве что архитектура тех лет. Эпоха социалистического романтизма в городе сменилась суровым капиталистическим прагматизмом. Обычно экономисты говорят, что для того, чтобы избежать банкротства градообразующих предприятий и наладить устойчивый режим работы на них, необходима их реструктуризация. Она позволяет привести организационную и производственную структуры в соответствие с условиями рынка и выработанной стратегией развития. Беларусь в отличие от своих коллег по СНГ большей частью избежала глобальности проблемы перестройки градообразующих предприятий. У нас насчитывается около семи десятков малых городов с монофункциональным производством, и явно убыточных заводов и фабрик в этих населенных пунктах нет. Поэтому эпизод, когда один скатывающийся в стагнацию завод способен заставить страдать 70-тысячный город, давший ему в буквальном смысле название, может оказаться примечательным.

Надо понимать и то, что химики не только за себя в ответе. Считается, что каждый работник нефтехимической промышленности дает работу 6—8 своим коллегам из других отраслей. В частности, во многом от успешности функционирования белорусской нефтехимии сегодня в прямой зависимости находится и работа легкой промышленности, где занято более 30 тыс. человек. Стоит производителям химволокна и полиэфирных нитей остановиться — и многие отечественные швейные предприятия окажутся не у дел. В крайнем случае, им придется спешно менять технологии производства, ведь многие компании ориентированы на потребление именно белорусских нитей и тканей, на их использование настроено дорогостоящее оборудование.

«СветлогорскХимволокну» в ближайшие годы при достаточно уверенных продажах на внешние рынки вряд ли удастся значительно нарастить экспортный потенциал. Но ситуация должна измениться. «Дело в том, что мировому рынку сейчас нужны товары постоянного качества, чего не могут обеспечить азиатские производители. Мы прогнозируем исправление ситуации примерно к 2016 году», — говорит Василий Костюкевич.

Пока же само «СветлогорскХимволокно» старается на месте не стоять, ищет новые контакты, заводит партнеров. Прошедшая недавно во Франкфурте-на-Майне специализированная выставка показала интерес европейских компаний к белорусским производителям. Оказалось, заграничные товарищи даже не прочь инвестировать в совместные с белорусами проекты. Нам это на руку, ведь, продолжая модернизировать свои производства, можно, с одной стороны, выгадать время, а с другой — к моменту оздоровления рынка выступить на нем с новой качественной продукцией. Задача же правительства — не допустить, чтобы депрессия стратегического для экономики страны предприятия развивалась.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter