Как сделать увлечение хенд мейдом прибыльным?

Хенд мейдом по клубной казне

Сегодня в Пинске выставка «Новый год — праздник детства». «Начинка» экспозиции, представленной в Музее Белорусского Полесья, традиционно рождественская. Но особенность в следующем: выставленные открытки и елочные игрушки сделаны вручную. Веяние времени? Хенд мейд, или в привычной терминологии — декоративно-прикладное творчество, как никогда активно набирает обороты. Поделки в технике оригами или украшения из валяной шерсти... Хенд мейдом заниматься сейчас модно. Почему бы не сделать хобби прибыльным?

Интересные наблюдения привезла из командировки по Петриковскому району. Местный центр культуры и народного творчества, как и его «коллеги» по всей стране, создан, чтобы аккумулировать «сливки» национального наследия — и мастеров, и их учеников. Именно поэтому приличная часть работы центра завязана на кружках декоративно-прикладного творчества. Причем оно традиционным, например соломоплетением, не ограничивается. Батик, аппликации из ткани и зерен, рисование на шелке — пожалуйста. Кружок можно предложить на любой вкус. Культработники готовы подстроиться под многие запросы, главное, чтобы было с кем работать. Как правило, контингент таких клубов по интересам — дети и молодежь. Уже очевиден плюс: не шатаются праздно по улицам, не «зависают» часами за компьютерами, а находят применение избытку своей энергии. Благо с пользой. И родители довольны — их чадо под присмотром, и сами подмастерья — приобрели навык, с помощью которого можно будет заработать на хлеб.

Дальше — путь на выставки. Это вернисажи районного уровня, областные и республиканские тематические мини-биеннале. Но фишка в том, что на любой такой выставке понравившееся произведение хенд мейд можно купить. Цена, как правило, скромная. Но если находится покупатель на конкретное изделие, почему бы, пусть даже за копейки, не продать ему сделанное своими руками? Тем более что абсолютно все культурные учреждения в районах обязаны выполнить план платных услуг. Логика в таком подходе к делу есть. Рубль к рублю — вот клубу и подспорье. Это, кстати, некоторые из культработников уже смекнули.

В одной из деревень Калинковичского района, к примеру, школьники увлеклись глиняной лепкой. Да так хорошо у них получилось, что поступили и крупные заказы. Один из таких — на памятные сувениры (глиняные таблички с названием городов и изображением гербов) для гостей и участников фестиваля этнокультурных традиций «Зов Полесья» в Лясковичах.

Не назвать ли хенд мейд бизнесом? Не соглашусь. На декоративно-прикладном творчестве деньги делают не самоучки, а ремесленники, которые специально изучали тот или иной вид народного творчества. Их работа поставлена на конвейер, так они кормят свои семьи. Это то же самое, как каменщик продает свое мастерство, делая кладку, а музыкант репетирует, чтобы выступить на концерте и получить за участие в нем гонорар.

Клубный хенд мейд — это все же творчество, где материальное вознаграждение для автора вторично. Да, хорошо, если купят. Нет — домашняя коллекция поделок пополнится новым экземпляром. Культработник же, мыслящий как рациональный менеджер, расценивает клубный хенд мейд как потенциальную возможность попутно пополнить скудную клубную казну. Дальновидно. Хочешь улучшить благосостояние СДК — можно продвигать поделки, но сначала заинтересуй ее автора.

uskova@sb.by
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter