«Хельсинки»: бренд финский, имидж белорусский

В Марьиной Горке открылся магазин, который стал визитной карточкой Пуховичского райпо

В конце июля в Марьиной Горке открылся магазин, который стал визитной карточкой Пуховичского райпо

Сначала было слово. Его произнес в конце 2007 года председатель Правления Белкоопсоюза Владимир Кулешов, когда посетил один из объектов Пуховичского райпо. Это был расположенный в районном центре Дом торговли «Хельсинки», который, по мнению руководителя кооперативного ведомства, по всем параметрам отвечал предъявляемым требованиям для работы по лунинецкому методу. Но для этого сначала надо было привести магазин в надлежащий вид, оснастить современным оборудованием, по-новому организовать торговый процесс, сделав акцент на расширение в разы предлагаемого ассортимента товаров, изменить психологию продавцов, обратив самое пристальное внимание на культуру обслуживания покупателей, в целом пересмотреть подходы в работе предприятия. Забегая несколько вперед, отмечу, что со всеми поставленными задачами коллектив успешно справился, хотя для этого понадобилось максимально задействовать материальные и финансовые ресурсы райпо. Кроме того, была оказана конкретная и существенная помощь Правлением Белкоопсоюза.

Директор ТЧУП «Торговый дом «Новая заря» Пуховичского райпо, в состав которого входит «Хельсинки», Иван Петринич предлагает сделать краткий исторический экскурс в начало девяностых годов прошлого столетия. Именно тогда, а если точнее, в 1992 году, в Марьиной Горке был построен торговый объект, аналогов которому в республике практически не имелось. Из бывшей ГДР в райцентр передислоцировалась одна из воинских частей. Для семей военнослужащих финской компанией, которая выиграла тендер, в течение года был возведен жилой поселок со всей необходимой инфраструктурой. Дом торговли «Хельсинки» (на таком названии настояли финны) стал настоящим украшением не только нового микрорайона, но и в целом райцентра. Находился он в городской коммунальной собственности, а Пуховичское райпо арендовало в нем часть площадей. И лишь в 1998 году решением райисполкома на баланс кооперативной организации были переданы расположенные в этом внушительном по размерам здании магазин, кафе и кондитерский цех.

— В настоящее время, — рассказывает Иван Петринич, — эти объекты находятся в оперативном управлении ТЧУП «Торговый дом «Новая заря», которое было создано в апреле нынешнего года в районном потребительском обществе.

Отмечу, что в возглавляемом Иваном Никитьевичем структурном подразделении райпо объединены двадцать пять объектов общественного питания и Дом торговли «Хельсинки», в которых трудятся сто восемьдесят человек. По местным меркам, предприятие достаточно солидное, и задачи перед ним поставлены соответствующие. Главная из них – поднять на качественно иной уровень работу отрасли общественного питания, которая до недавних пор была убыточной. В этой связи логичным представляется решение о вводе в состав ТЧУП «Новая заря» Дома торговли «Хельсинки». Именно этот магазин, по мнению моих собеседников, должен стать тем локомотивом, который вытянет из трясины убытков общепит и параллельно позволит значительно нарастить объемы торговой деятельности. Насколько реальны такие расчеты, можно судить по первым результатам работы, которые, на мой взгляд, весьма неплохие. Уже по итогам августа, по самым скромным прикидкам, товарооборот составит порядка 650 миллионов рублей. В обозримом же будущем рассчитывают выйти на цифру в один миллиард рублей.

Хотя прогнозы, как известно, дело неблагодарное, хотелось бы надеяться, что все у пуховичских кооператоров получится. Ведь положение в райпо сегодня такое, что отступать дальше, образно говоря, уже некуда. Судя по настроению Ивана Петринича и его коллег, они нацелены на высокоэффективную, высокопроизводительную работу. Время, конечно, покажет, по какому сценарию станут развиваться события, но, думается, он будет оптимистическим. Ведь сумели же в «Новой заре» за короткий срок изменить ситуацию в Доме торговли «Хельсинки», что называется, с точностью до наоборот. По словам Ивана Никитьевича, на тот момент, когда взяли магазин под свое крыло, здесь была полная неразбериха. Отдел по продаже продовольственных товаров, например, находился в ведении филиала «Росинка» райпо. Реализация непродовольственных товаров осуществлялась ОСП «Стиль», а отдел общественного питания потребительского общества курировал работу кафетерия. Половину же огромного торгового зала, площадь которого составляла 860 квадратных метров, занимали принадлежащие рынку райпо роллеты. Они были переданы в аренду местным коммерсантам для ведения торговой деятельности.         

— Получалось как в известной пословице: у семи нянек дитя без глаза, — грустно шутит Иван Никитьевич. – Каждый, что называется, тянул одеяло на себя, нисколько не задумываясь о возможных последствиях и заботясь лишь о сиюминутной выгоде. А это, извините, путь в тупик.

Приведу лишь один пример, который достаточно красноречив: с момента сдачи в эксплуатацию Торгового дома «Хельсинки» в нем не проводилось ни одного мало-мальски серьезного ремонта. Комментарии, думаю, излишни, и кто знает, как бы в дальнейшем обстояло дело, не побывай здесь председатель Правления Белкоопсоюза Владимир Кулешов. К тому же не способствовала сглаживанию остроты ситуации кадровая чехарда в руководстве райпо. Не буду утверждать, что все проблемы уже решены. Это, безусловно, не так. Но и не замечать пусть робкие, но все же обнадеживающие ростки, которые появились в последнее время, тоже, думается, неправомерно. В этом смысле магазин «Хельсинки» стал, без преувеличения, визитной карточкой райпо.

Вместе с Иваном Петриничем мы совершили небольшую экскурсию по торговому залу, и впечатления, должен заметить, остались самые благоприятные. Понравилась и открытая выкладка товаров, и разнообразный ассортимент, который, кстати, составляет пятнадцать тысяч наименований, и современное торговое, технологическое и холодильное оборудование, и улыбчивые, доброжелательные продавцы, среди которых преобладала молодежь, и многое другое, что создает привлекательный имидж торговому предприятию. Широко, к примеру, представлены молочные и колбасные изделия известных производителей, а также рыба, морепродукты. Популярностью у местных домохозяек пользуется, подчеркнул Иван Петринич, кулинарный отдел, где ежедневно реализуется до двадцати наименований салатов. Готовятся они в расположенном на втором этаже кафе и по мере надобности без промедления подаются в магазин. Прямо на глазах у покупателей ведется выпечка белобулочных изделий. Чтобы максимально удовлетворить запросы самых привередливых из них, намерены вскоре освоить выпуск ржано-пшеничного хлеба, другой продукции. Мера, насколько мог убедиться, необходимая и своевременная. Ведь в районе вообще отсутствует хлебное производство, и самый главный продукт в основном завозится с предприятий «Хлебпрома» и комбинатов кооперативной промышленности соседних райпо. Непродовольственная группа товаров тоже, как говорится, на уровне. Устойчивый покупательский спрос отмечается на холодильники, сложную бытовую технику, ювелирные изделия…

Меня, естественно, интересовало, как в находящемся в незавидном финансовом положении райпо смогли тем не менее изыскать средства на модернизацию Торгового дома «Хельсинки». Ведь только на закупку оборудования различного назначения понадобилось около одного миллиарда рублей. Опять-таки товарное изобилие не появилось само собой, словно по мановению волшебной палочки. Оказалось, все достаточно просто: 450 миллионов рублей было выделено из инновационного фонда Белкоопсоюза, 350 миллионов составили банковские кредиты, а в остальном использовали собственные средства райпо. При этом экономили на всем, чем могли. Внутренний ремонт в здании, например, провели силами строительной бригады потребительского общества. Как выразился один из моих собеседников, «деньги в стены и пол особенно не вкладывали, они были направлены в основном на совершенствование технологии продаж». Между прочим, при реконструкции магазина исходили в первую очередь из корпоративных интересов. Оборудование изготовили и поставили, в частности, выигравшие в конце минувшего года тендер Гомельский завод торгового оборудования, ЧУП «Белкоопоптторг» и ЧУП «Белкооппрогресс» Белкоопсоюза. Что касается товарного наполнения, то, по словам моих собеседников, производители сами кровно заинтересованы в налаживании долговременного сотрудничества на взаимовыгодных условиях с торговым предприятием. Показателен в этом смысле такой пример: в день торжественного открытия магазина, которое состоялось 29 июля, здесь демонстрировали свою продукцию двадцать семь предприятий-изготовителей. А всего сегодня «Хельсинки» работает более чем с 300 поставщиками, и, как заверил Иван Петринич, коллектив сделает все для того, чтобы оправдать доверие партнеров, имея в виду, прежде всего, своевременность расчетов за поставленные товары.

В ближайших планах – внедрение компьютерной системы учета движения товаров. Тем самым удастся полностью решить все вопросы по ассортименту и, вообще, организовать торговый процесс на уровне, отвечающем современным требованиям. Пожелание отнюдь не праздное: в районе зарегистрировано 1700 коммерсантов, занимающихся розничной торговлей, и конкуренция на местном потребительском рынке нешуточная. О ее остроте можно судить хотя бы по тому, что удельный вес потребкооперации в городе в настоящее время составляет лишь 13 процентов. Поэтому на «Хельсинки» возлагаются особые надежды. По словам Петринича, у магазина бренд финский, но имидж должен быть белорусский, а значит, лучший. Давно знаком с Иваном Никитьевичем и знаю, что у него слова не расходятся с делами. Остается только порадоваться за жителей Марьиной Горки, которым кооператоры преподнесли прекрасный подарок. Уверен, они его по достоинству оценят.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter