Дети хотят, чтобы с ними говорили на актуальном языке

Хайпанем немножко?

Я — авторитет для своей дочери. Не потому, что у меня пироги и борщ, высшее образование и спортивная фигура. Я — блогер! Она в восторге.

— Сколько у тебя подписчиков?!

Это не вопрос. И подписчиков у меня не сотни тысяч, но тысячи — а это для Даши круто.

А еще я знаю слова «хайпить» и «хештег». Как новая учительница по немецкому.

«Немка» пришлась по душе. Она вошла в класс и представилась.

— Хайпанем? — поинтересовался четвероклассник.

— Немножко! — не растерялась педагог.

— А научите нас писать клевые хештеги на немецком?

— Не вопрос, открывайте тетради — записываем три самых модных хештега на тему, как я провел лето.

— А вы клевая!

— Да нет, просто я хочу вам понравиться.

Есть контакт.

— Русский язык, мы теряем великий русский язык! — вздохнул приятель, когда я рассказала ему эту историю.

— Ничего, — говорю, — что мы в Беларуси живем?..

Так или иначе, мир меняется. Быстро или в том ритме, в котором нужно, об этом можно спорить. Но я тысячу раз могу сказать дочери, что нужно выполнять обязанности по дому, а могу помочь ей загрузить фотки в инстаграм и придумать оригинальные подписи с условием, что потом она мне поможет навести порядок в доме. Радости нет конца, так мы вдохновенно делаем и то и это.

Почему я не театр, который поднимет зрителя до своего уровня? Почему опускаюсь во всю эту сомнительную культуру? Мой папа любил анекдот про бабулю, которая искала улицу Горького в Москве и встретила панка:

— Скажи, сынок, как пройти на Горького?

— Во–первых, не сынок, а чувак. Во–вторых, не пройти, а бросить кости. И в–третьих, не улица Горького, а Пешков–стрит!

— Спасибо, сынок, — и пошла дальше.

Видит, милиционер стоит, она к нему:

— Эй, чувак, как бросить кости на Пешков–стрит?

— Хипуешь, плесень?

Так вот зачем я хипую? Ответ очевиден: пока мы вздыхаем о потерянных традициях, с нашими детьми уже разговаривают другие люди на их языке и живут их интересами. И как удивительно потом обнаружить, что у твоей дочери в подписчиках взрослые мужчины, а сын вошел в социальную группу с подозрительной историей. А мы что? Орем!

— Сколько уже можно сидеть в компьютере?!

Присядьте, мама. Может быть, там очень интересное что–то. Непонятно? Разберитесь, почему молодые лидеры собирают тысячи своих фоловеров на праздник. Да не кричите вы, что они все тупые. Человек, способный повести за собой тысячи (они сами тянутся к нему), ничуть не глупее нас с вами. Что он им говорит? Почему интересен? Он — другой.

Мы живем в многослойном времени, в котором еще не угасли наши воспоминания о пионерском детстве, но наши дети уже не знают, кто такой Ленин, и сами поклоняются тем, чьи ролики в YouTube набирают миллионы просмотров. Что есть это? Простая вещь — попытка влиться в будущее, в новый мир и найти свое место в нем.

Помните, мы надевали черные джинсы и майки и пели песни группы «Кино»? Или протестовали против набивших оскомину лозунгов «Коммунизм — наше будущее» и видели завтра иначе. Мы были точно такими же, мы искали своих героев, и чем меньше они были похожи на всех предыдущих, тем больше мы тянулись за ними.

Я полагаю, все так есть и будет из поколения в поколение. Так что наши внуки отомстят за нас детям. И те скажут: «Как, мама, я тебя понимаю!»

Но сегодня не нужно думать, что мы в чем–то там умнее и являемся носителями больших культурных ценностей и традиций лишь в силу своего возрастного преимущества. Если не хотим утратить связь со своими детьми, нужно понять их интересы и вникнуть в тонкости среды, не отрицая, не пренебрегая. А, да, много работы, еще и домашние хлопоты. Но цена вопроса иногда — жизнь ребенка. Потому что в тот самый момент, когда вы зарабатываете на его завтрашний обед, он по соцсети получает рекомендации, как уйти из жизни сегодня. Обрежете ему интернет? Заберете компьютер и смартфон? Проблема не в них, он сам уже почувствовал себя ненужным и потому нашел группу таких же. Но это крайность, конечно. Редко случается, слава богу! В основном история куда проще — дети хотят, чтобы с ними говорили на актуальном языке, поэтому если согласиться на небольшой хайп, как поступила учительница немецкого, то, завоевав признание, можно будет привить любовь к предмету.

Актуальные знания, которые доносят актуальным способом, — вот чего не хватает нашей школе. И нашему детско–родительскому общению.

sulimovna@rambler.ru
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter