Интернет-торговля в Беларуси: конкуренция с китайскими площадками и проблемы с получением заказов из-за рубежа

Хай-тэк постучался на почту

Развитие технологий позволяет совершать массу дел, не вставая с дивана. Мобильный и интернет-банкинг давно избавили от очередей в кассе, а пополнять счета, брать кредиты, заказывать еду на дом можно в буквальном смысле слова одним «кликом». Отдельная тема — интернет-шоппинг. Конечно, редкая модница откажет себе в удовольствии пройтись по магазинам, пощупать обновки, примерить их и повертеться перед зеркалом. Но факт остается фактом: все чаще потребители совершают покупки с экранов мониторов своих компьютеров. И нередко предпочтение отдается иностранным виртуальным торговым площадкам, а не белорусским интернет-магазинам.

Таможенный контроль в сортировочном цехе РУП «Белпочта».

Правда, сразу поспешу охладить пыл противников такого способа покупок, которые считают, что белорусы тратят огромные деньги не в родной стране. Доля интернет-заказов в структуре розничного товарооборота у нас совсем невелика, а сумма, потраченная нашими пользователями на все покупки в сети (в Беларуси и за границей), по итогам года составит лишь немногим более $ 450 млн. Причем немалая часть этих денег перетекла в карманы именно владельцев белорусских интернет-магазинов. Согласитесь, по сравнению со всем потребительским импортом, который только за полгода составил $ 4,5 млрд., цифра совсем не критичная. Сравните: россияне в интернет-магазинах в прошлом году оставили $ 3,7 млрд.

Есть у такого шоппинга немало преимуществ. Во-первых, покупки в интернете экономят немало времени и нервов. А во-вторых, ценовой фактор. На многих вещах, начиная от бытовой техники и заканчивая игрушками, косметикой и одеждой, можно неплохо сэкономить. Личный пример: выбирала дочке зимний свитер популярной британской марки. Сравнила цены в столичном торговом центре и на сайте производителя. Разница оказалась существенной $ 35 против $ 24. Стоит ли пояснять, какой вариант я предпочла? Тем более что доставка товара из Англии мне обошлась бесплатно.

Таможенный контроль в сортировочном цехе РУП «Белпочта».

Правда, есть и неудобства, с которыми приходится мириться всем, кто приобретает что-то за границей, не выходя из дому. Так, непроверенный и недобросовестный продавец может выслать не совсем то, что вы хотели. Кроме того, при выборе, например, одежды или обуви следует быть внимательным с размерами. Лекала у иных предприятий легкой промышленности весьма вольные. И третий момент, самый, пожалуй, неприятный для покупателя, — сроки доставки. Если покупка в обычном магазине хороша тем, что заплатил деньги — и радуйся себе, то ждать посылки с заветным приобретением приходится порой немало.

Белорусские клиенты иностранных интернет-магазинов ропщут давно: по сравнению с нашими соседями (Польшей, Российской Федерацией, прибалтийскими странами) посылки доходят к нам хорошо если через месяц после оплаты. В другие страны они долетают гораздо быстрее — за 3—14 дней. Правда, ни наши таможенники, ни почтовики своей вины здесь не видят. Ссылаются на то, что чаще всего «тормозятся» международные почтовые отправления (МПО) из-за невнимательности и недобросовестности самих отправителей и получателей. Впрочем, ответственные службы, думается, немного лукавят. Открытие нового пункта по выдаче МПО, известного интернет-пользователям больше как Minsk PI 4, показало: могут посылки и до нас доходить за две недели. Только вот в среднем из каждых пяти покупок через этот пункт проходит только одна. Поэтому наши пользователи уже давно наловчились: заказывать что-то из-за границы лучше за пару месяцев. То есть новогодний детский костюм впору покупать еще осенью, в сентябре-октябре, а о подарках к 8 Марта нужно задумываться сразу после Рождества.


Вспоминаю свою поездку в пункт международного почтового обмена «Минская почта» весной этого года. Тогда среди тысяч коробок, пакетов и пакетиков начальник управления организации таможенного контроля Государственного таможенного комитета Владимир Орловский воодушевленно рассказывал о совместном проекте с РУП «Белпочта». Речь шла о новом центре обработки МПО в международном аэропорту «Минск-2». Планировалось, что проект существенно упростит работу таможенников и почтовиков, ведь 40% посылок (именно столько доставляется в Беларусь авиатранспортом) обрабатывались бы непосредственно в месте доставки в страну. Сейчас на вопрос «Р», на какой стадии находится реализация проекта, ГТК официально ответил: «Для организации возможности совершения таможенных операций в отношении товаров, прибывающих в международных почтовых отправлениях, в республиканском пункте таможенного оформления «Аэропорт «Минск-2» таможни «Минск-2» необходимо рассмотреть вопрос о внесении изменений в Постановление Минсвязи, о чем РУП «Белпочта» было проинформировано ГТК». Смеем предположить, что в ближайшее время проект вряд ли появится. А если вспомнить, что по всем прогнозам количество МПО, отправленных в адрес белорусов, в этом году перевалит отметку в 10 млн. штук, остается признать: стоит запастись терпением.

Цифра

По информации ГТК, в январе — ноябре этого года таможенными органами выявлено и пресечено 19 фактов контрабанды в МПО. Возбуждено 14 уголовных дел по факту пересылки наркотических и психотропных препаратов общим весом более 1,7 кг.

Полина КОНОГА 


Чек потяжелел


Согласно исследованию рынка интернет-торговли в Беларуси, которое провело аналитическое агентство Data Insight, его объем в 2014 году составит $ 450 миллионов.

Таможенный контроль в сортировочном цехе РУП «Белпочта».

Хотя бы однократный опыт таких покупок имеет 64,5% белорусских пользователей интернета. Всего количество интернет-покупателей в стране осенью этого года превысило миллион человек, за полгода они осуществили 2,5 млн. заказов. Как и на соседних рынках, наиболее активно белорусы покупают портативную электронику, бытовую технику, компьютеры и комплектующие, мобильные телефоны — каждую из этих четырех категорий хотя бы раз приобретали более 40% всех покупателей в сети. На втором месте находятся товары сегмента fashion — их приобретали за последние полгода 40,4% покупателей, а всего опыт покупок в категории «одежда, обувь и аксессуары» имеет почти половина всех покупателей в электронной коммерции (46,2%), то есть почти полмиллиона человек. Третье место занимают билеты на транспорт: за последние полгода их приобретало 36% от всех покупателей.

Средний чек покупок в интернете в середине 2014 года составил $ 100. Больше половины (54%) всех покупок находится в диапазоне $ 25 – 250.



Прямая речь

Евгения ЧЕРНЯВСКАЯЕвгения ЧЕРНЯВСКАЯ, руководитель крупной торговой интернет-площадки, эксперт рынка онлайн-торговли:

— Темпы роста интернет-покупок белорусскими потребителями выросли за последние полгода на 12% в численном и 8% в денежном выражении. В этих 8% львиная доля дохода принадлежит китайской площадке Aliexpress. Скажу больше: по итогам ночи-распродажи, которую недавно проводил этот ресурс, Беларусь заняла 5-е место в топе стран-покупателей.

Всего осенью была зафиксирована интересная цифра: на покупки за рубежом приходится около 28% всех затрат наших пользователей. Основным прямым зарубежным поставщиком товаров для наших потребителей является Китай — здесь совершают покупки 33% от всех покупателей сети. В России так отовариваются 12% потребителей, и это на 4% больше, чем в США. Всего же средняя сумма затрат в зарубежных онлайн-магазинах за полгода составляет $ 180. Если говорить о Китае, то он не только основной источник для зарубежных покупок белорусов, это еще и самый быстрорастущий рынок. Правда, не стоит думать, что китайские интернет-магазины являются конкурентами традиционной рознице. А вот для онлайн-торговли в странах СНГ опасность этот рынок, безусловно, представляет. Чтобы выдерживать конкуренцию с китайскими площадками, нашим магазинам в сети нужно уделять больше внимания маркетингу, брэндированию, удобному сервису. Потому как конкурировать по цене и ассортименту с Китаем просто нереально.

Как часто белорусы заглядывают в интернет-магазины и что они там находят?

Виктор ЕВТУХОВВиктор ЕВТУХОВ, пресс-секретарь Министерства экономики:

— Иногда в Сети покупаю книги, пару раз заказывал компьютерные комплектующие из Китая. Жена покупала кое-что из одежды на Aliexpress. Бывает, пользуюсь службой покупки и доставки продуктов. Не сказал бы, что цены в интернете намного ниже, чем в рознице. Конечно, если речь не идет о китайских площадках. Что касается экономии времени, то и здесь палка о двух концах: иногда выбирая тот или иной товар в интернете, «зависаешь» там надолго. Кстати, для себя я выбираю те онлайн-магазины, где можно расплатиться карточкой. Иначе тогда какая же это интернет-торговля, если товар тебе привозят и ты расплачиваешься за него наличными?

Александр НАЙДЕНОВАлександр НАЙДЕНОВ, программный директор радио «Юнистар»:

— Иногда пользуюсь услугами интернет-магазинов. Почему? Потому что это удобно. В белорусских покупаю только бытовую технику и электронику. Несколько раз заказывал одежду на английском сайте. С этим, правда, однажды попал впросак. Мне выслали рубашку меньшего размера, чем я заказывал. Я написал в службу поддержки. Там вежливо извинились, и сказали что рубашка правильного размера уже в пути и ее должны доставить к моему крыльцу срочной почтой. Правда, оказалось, что такая «срочная» почта приходит не к крыльцу, а в аэропорт. Поэтому я ужасно намучался, потратив полдня на растаможку самой обыкновенной рубашки.

Алеся ДЮСЬМИКЕЕВААлеся ДЮСЬМИКЕЕВА, молодая мама:

— Одежду, обувь для себя, мужа и ребенка, а также сумки, аксессуары, товары для дома уже два года покупаю только в интернет-магазинах, причем преимущественно в США. Качество и цена устраивают полностью. В белорусских беру только бытовую технику. 

Редактор журнала (на условиях анонимности):

— Часто заказываю с сайта люксовой одежды итальянскую одежду и обувь. Радует все: и огромный выбор, и чудесные скидки! У нас такого просто не найти, совершенно не тот ассортимент. Правда, есть нюансы: заказывать приходится в Москву: туда бесплатная доставка и гораздо выше уровень беспошлинного ввоза. Оттуда посылки потом друзья привозят.

Мнения собирала Ульяна БУШУЙ

Посыл единый для всех


На прошедшем в ноябре в Пекине саммите АТЭС Президент России Владимир Путин высказал мысль, которая сразу заставила поволноваться интернет-шопоголиков Таможенного союза. По мнению Путина, уровень налогообложения интернет-торговли должен быть согласован внутри ТС. Если этого не произойдет, считает российский Президент, есть риск, что бизнес может перейти в страну с наиболее выгодными условиями.

Напомним, сегодня в Беларуси, России и Казахстане порог беспошлинной интернет-торговли неодинаков. До октября этого года белорусы могли получить в МПО товаров на сумму, не превышающую 150 евро в месяц. С 1 октября лимит увеличен до 200 евро. В России и Казахстане эта цифра в пять раз больше. Правда, российский Минфин уже разработал проект указа, в котором опустил планку с 1000 евро до 150. Такая мера, считают здесь, позволит принести в казну дополнительных 20 млрд. рублей. Пока документ не подписан и инициатива остается лишь на бумаге. Более того, экономические и финансовые министерства и ведомства назвали предложение коллег непродуманным и предложили опустить планку беспошлинных покупок до 500 евро.

В Федеральной таможенной службе России «Р» рассказали, что сейчас думают о снижении беспошлинных лимитов. «Скорее всего, речь пойдет о 500 евро в месяц», — пояснили в ведомстве. А вот в министерстве национальной экономики Республики Казахстан полагают: переход бизнеса интернет-торговли из одного государства в другое, с наиболее выгодными условиями, вполне возможен. Однако к такому явлению не стоит относиться с опаской. Ведь конкуренция юрисдикций государств — членов ТС и ЕЭП на рынке электронной торговли вполне может стать благоприятствующим фактором для ее развития. Необходимость согласования уровня налогообложения онлайн-торговли в странах ТС, считают в экономическом ведомстве Казахстана, не должна при этом исключать возможности существования конкурентных условий для развития бизнеса в данном сегменте рынка. При этом здесь обращают внимание: законодательная база ТС и будущего Евразийского экономического союза (ЕАЭС) не предусматривает унификации и интеграции национальных налоговых систем, то есть, по сути, сторонами должна проводиться независимая налоговая политика в соответствии с действующим национальным законодательством. А существующую разницу в налоговых системах стран — участниц ТС и ЕАЭС в министерстве национальной экономики Казахстана назвали «экономически обоснованной».

Вместе с тем Владимир Путин недавно еще раз заверил: окончательное решение о пороге беспошлинной интернет-торговли будет принято совместно с белорусской и казахстанской сторонами. Тем временем рядовые российские интернет-шопоголики, чей среднемесячный чек может не вписаться в предполагаемые 150 евро, уже ищут обходные пути. Так, недавно заработал новый сервис для оформления заказов из зарубежных интернет-магазинов на почтовый адрес в финском городе Лаппеенранте. Стоимость доставки одной посылки в Россию составит 15 евро. Также многие компании предлагают сейчас российским интернет-покупателям воспользоваться услугами почты в эстонской Нарве или казахстанским сервисом «Алтын-Экспресс». 

Кстати, если лимит 150 евро в России все же примут, стоит помнить, что эти правила не самые строгие. К примеру, таможенный лимит в Украине равен 150 евро, в Великобритании — 135 фунтов, в Италии — всего 25 евро, а в Германии — 22.

В МИРЕ

По данным аналитической компании eMarketer, в 2013 г. объем рынка мировой интернет-торговли составил $ 1221 млрд. В эту сумму включены доходы от продажи цифрового контента (музыки, видео, книг), а также от продажи билетов онлайн, но в ней не учтены обороты по индустрии азартных игр.

Наибольшую выручку владельцы онлайн-площадок получают в США. Второе место, обогнав Японию, занимает Китай. Несмотря на огромную армию интернет-покупателей, опередить США ему будет крайне затруднительно, так как средний размер чека покупки в КНР значительно ниже. При этом в Китае 269 млн. пользователей занимаются онлайн-шопингом, а в США таких насчитывается только 156 млн. Уровень проникновения интернет-покупок в Соединенных Штатах составляет 73%, в Китае – 49%. Самый высокий показатель из числа исследуемых стран в Великобритании (87%), самый низкий — в Индонезии (9,5%).

Фото БЕЛТА
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter