В гостях у «СОЮЗа» — заслуженный артист РФ Эвклид Кюрдзидис

Хатынь меня «перепахала»

В восьмом классе он решил, что будет поступать в театральный. Сегодня спокойно и почти отстраненно вспоминает, как открывал для себя тонкости и оттенки русского языка, как легко и жадно учился у мастеров сцены, как искренне недоумевал, почему ему, умевшему перевоплощаться в любой образ, долгое время не находилось интересной работы в театре и кино. О своей славянской жизни, доблести и славе — в откровенном монологе грека Эвклида Кюрдзидиса.

Эвклид Кюрдзидис: Мне очень хочется не пройти мимо чего-то важного в жизни.
ФОТО ИЗ ЛИЧНОГО АРХИВА

Солнце детства

Детство — это много солнца и белого‑белого снега. Это тепло моих бабушек. В семье четверо детей, мы проводили время очень весело даже без друзей.

Сейчас я думаю, какими мы были глупыми, что так быстро хотели вырасти. Счастье детства — это мама и папа. Авторитет отца в доме всегда оставался непререкаемым. Конечно, родителям по‑другому было нельзя. Столько детворы — как без дисциплины?

Мне попадало чаще всех, младшего брата не трогали, он был маленький. Средний брат спокойный, послушный, тихий, всегда молчит. Старшая в семье — сестра, девочка. Значит, придумщиком и зачинщиком чаще всего считался Эвклид. Даже если это был и не Эвклид, все равно доставалось ему. Счастье детства — это дом на земле, кошки, собаки, голуби. Я поил голубей изо рта, как в картине «Любовь и голуби». 

...У меня в детстве практически не было русского языка, в семье, в моем окружении все говорили на греческом. Русский язык начал учить в первом классе, первые мои оценки по русскому — это даже не двойки, а единицы. А уже в восьмом классе некоторые мои одноклассники списывали у меня диктанты по русскому языку. Я по‑русски нехорошо говорил. И часто в мыслях не мог найти нужную форму выражения.

Но когда поступил в театральное училище, то уже начал купаться в русском слове. Я юморил и даже хулиганил на русском языке. Он стал моим.

Эвклидова геометрия

Честно скажу, подростком не знал, что такое актерская профессия. Я к этому пришел эмпирически. У меня получалось задавать тон и настрой.

Где‑то в пятом классе я принялся за чтение пьес. Меня тогда ошеломил Гоголь, я впервые стал понимать, что такое театр. Родители были уверены, что я должен выучиться либо на юриста, либо на врача, потому что мне это в принципе было интересно. Поэтому, когда я в восьмом классе объявил, что хочу быть артистом, у них, конечно, был шок. Мама сказала категорическое «нет». А папа отвез меня в театральное училище. И был уверен, что не поступлю. Я поступил с первого раза! 

На меня не делали никаких ставок. Потому что это Украина, а я Эвклид Кюрдзидис. Артист с таким именем — кого он будет играть в украинской классике? А в русской кого будет играть? Но про меня говорили «способный». И я учился во весь душевный мах! Выпустился с красным дипломом. Я был счастлив, это была моя стихия. Потом все то же самое повторилось, когда начал учиться во ВГИКе. Кого он будет играть с фамилией Кюрдзидис?

А я не мог это понять! Как же так? Актер должен своей игрой заставить зрителя забыть имя актера и погрузиться в происходящее, едва тот выходит на сцену или появляется в кадре... 

Рядом с талантом

Не раз слышал фразу: «Будущая Нонна Мордюкова, берем». «Будущая Клара Лучко, берем». А зачем им вторая Мордюкова, зачем вторая Лучко? Второй Мордюковой не будет. Никогда не будет!

Как было странно, когда греки назвали меня русским Аль Пачино, а русские считают греком. Ты не там и не там. Когда помудрел, понял, что я с теми, с кем рядом расту и меняюсь. Мне интересны люди талантливее меня, я с ними расту. 

За что благодарен греческим корням? 

За понимание и отношение к старшим, к семейным ценностям греки по своей сути созидатели, никогда не разрушители, никогда. Как мне Лариса Удовиченко сказала: «Ты какой‑то аристократ». Я не аристократ, просто меня так научили жить и вести себя мои бабушки и дедушки, делаешь — делай, отдавая себя полностью. Чуточку не засчитывается.

Например, уступить старшему, промолчать. Хотя иногда хочется сказануть резкую правду, но я понимаю, что человек старше, и молчу. Сижу порой и думаю: ну зачем я так воспитан? Я же актер, я должен сказать правду. А я не могу, потому что собеседник старше меня. Это относится и к женщине...

Честно, горжусь тем, что мой маленький народ стал колыбелью цивилизации. Театр, архитектура, политика, философия, поэзия, астрология, астрономия, математика, геометрия — все оттуда. 

Почему в последние годы меньше снимаюсь в кино? Никто не отменил понятие «перераспределение рынка». Выросло новое поколение. Новые запросы. 

Потом, я сам избирателен в выборе материала, что тоже не способствует бешеной популярности. Если ты раз отказываешься, два отказываешься, в третий раз уже не предложат. Я в профессии с 15 лет, а в кино начал сниматься, когда закончил ВГИК. Господи, какое счастье, что на меня популярность не свалилась сразу.

Падать ведь очень больно. А когда к тебе известность и признание приходят постепенно, то ты принимаешь это более зрело. Жизнь ведь часто как черно‑белое кино. Но я не меряю жизнь черными полосами, предпочитаю опустошить кувшин, а затем наполнить его новыми знаниями, новыми ощущениями...

Чаще о том, что я не занят в съемках, переживает мой зритель. Родители, друзья переживают. 

А я и в это время полноценно живу, я же не остановился, я не перестал расти внутренне в моменты творческих пауз. Я все так же познаю, все так же расту, открываю для себя что‑то. Слава богу, у меня много спектаклей, творческих встреч, перелетов, общения.

Про смысл жизни

В Беларусь я первый раз приехал учеником восьмого класса, моим классным руководителем был учитель истории фронтовик Николай Николаевич Куренков.

Он провел нашему классу экскурсию по Хатыни. Меня она буквально ошеломила. Понимаете, у актерской природы воображение обострено, нервы оголенные. Поэтому, когда я видел черные трубы, смотрящие в живое небо, у меня был самый настоящий шок. Домой я вернулся немножко другим. Лучше стал.

Я столько раз приезжал в Беларусь и в Советском Союзе, и потом в 90‑е годы. Все было в разрухе и запустении, а там всегда был удивительный порядок. Во всем.

Когда слышу разговоры о том, что белорусам и россиянам надо разъединиться, мне, греку, это совершенно непонятно. Один и тот же народ, один и тот же менталитет. Если взять артистов: многие белорусские актеры отучились в Москве. А российские — живут и работают в Беларуси.

Владимир Гостюхин большую часть жизни живет и работает в Минске. Он русский человек — народный артист Беларуси. И он не уедет оттуда, ему там очень нравится.

...Что мне хочется от этой единственной жизни? Сейчас я реально ощущаю, что жизнь земная — совсем короткая, что основная жизнь — там, за рамками земной. Мы рождаемся одними, а уходим совершенно другими. Мы должны приобрести опыт. Я должен успеть что‑то максимально сделать в этой жизни и только для других. Мне очень хочется не пройти мимо чего‑то важного. Во мне же тоже есть что‑то плохое, и я борюсь с этим. 

Я был эмпатичным ребенком. Если кто‑то плакал, я не мог пройти мимо. Очень хочу как можно реже проходить мимо чужого горя.

ДОСЬЕ «СОЮЗА»

Эвклид Кюрдзидис родился в 1968 году в Грузинской ССР, большую часть детства прожил в г. Ессентуки. Снялся более чем в 70 фильмах, среди которых «Страна глухих», «Война», «Баязет», «Мой личный враг», «Склифосовский». Работает в театральных проектах, выступает с концертными программами. Основатель и президент Открытого фестиваля популярных киножанров «Хрустальный ИсточникЪ», который проходит в Ессентуках. Фестиваль стал главным культурным событием на Кавказских Минеральных Водах.

Александр Ярошенко

Yaroshenko68@mail.ru
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter